Просмотров 207

Одной из форм массовой развлекательной культуры является так называемая попса. Сегодня это любая коммерчески ориентированная поп-музыка, независимо от субъективной оценки ее качества и профессионализма. Попса – это музыкальный продукт массового потребления, произведенный сферой шоу-бизнеса, в котором коммерческое начало безоговорочно доминирует над творческим. В ее основе лежит конструирование симулякров на основе шлягерно-брендового мышления, создающего модный легко покупаемый на арт-рынке продукт. Попса по своим эстетическим характеристикам очень близка с постмодернистским кичем (безвкусица, «дешевка»). Кич – одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры ХХ века, характеризующееся серийным производством и статусным значением, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется внешней экстравагантности, крикливости его элементов. Оба ориентированы на потребности обыденного сознания. Понятиями «китч» и «попса» стали определять эстетически обеднённый объект или текст низкопробного производства, не ограниченный никакими этическими или эстетическими критериями, не предназначенный для пробуждения подлинного нравственно-эстетического чувства. Поэтому попсой, как и кичем, сегодня можно назвать не только музыку, но и литературу, кино и другие виды современных арт-практик.

Манипулирование массовым сознанием, создание специфической бренд-эстетики, с ее музыкальными «наклейками», «свалками» и «дырками» (термины Т. Чередниченко), порождает современный арт-рынок массово-развлекательной продукции, ориентированной на удовлетворение однодневных запросов человека. Восприятие такой музыки приобретает поверхностно-эмоционального характер, ее целью является достижение мгновенного удовольствия при полном отсутствии осмысления и понимания. Мышление брендами (в смысле известных торговых марок-шлягеров или имиджей) как знаками культуры характеризует мир современной электронно-популярной музыки. Бренды становятся интенциями современного сознания и заменяют собой культурные символы, превращая их в симулякры. От джаза и рок-н-ролла до диско и техно-музыки, имиджевое мировоззрение нацелено, прежде всего, на коммерческий успех. До сих пор не существовало музыкальных культур, в которых банальность, телесность и зрелищность как свойства музыкального материала были бы основным условием его функционирования. Музыкальная знаковость, телесность, техногенность, пастишность, зрелищность, стилистическая гибридность, калейдоскопичность и эклектичность формируют принципиально иное музыкальное пространство, которое, с одной стороны, притягивает и манит своим танцевальным ритмом, энергетикой и доступностью, а с другой – устрашает и поражает отсутствием собственно музыкальной символики и духовно-ценностного начала.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв