Просмотров 266

УДК 140.165.6/8

Т. О. Корягина

Становление и развитие современной китайской культуры тесно взаимосвязано с религиозно-философскими учениями традиционного Китая, которые закреплены в архаичных представлениях народа, отражающих незыблемые аксиомы нравственного поведения и этических норм. Одним из флагманов философско-этической мысли Древнего Китая является Даосизм – традиционное китайское учение, которое вбирает в себя «религиозные, мистические аспекты, систему гаданий и медитационной практики» [15, с. 148], а также охватывает натурфилософские воззрения на проблему единства человека и природы.

В настоящее время актуальность проблемы диалога с природой в философии Даосизма не вызывает сомнений в связи с нарастающим интересом к восточной культуре, в частности к философскому учению Даосизма, отражающему эко-этический взгляд на онтологические проблемы. Известный китайский писатель Лу Синь сказал, что «корни китайской цивилизации всецело уходят в Даосскую доктрину» [Цит. по: 10, с. 50], которая обнаруживается во многих сферах жизнедеятельности. Это объясняется тем, что основные принципы, сформированные под влиянием Даосской школы, легли в основу восточного мировосприятия и до сих пор являются априори для китайского общества.

На протяжении истории формирования Даосской доктрины понимание проблемы гармонизации отношений человека и природы имеет первостепенное значение, поскольку восприятие Неба как миросозидательной силы является догмой, четко закрепленной в сознании китайского общества.

Лейтмотивом Даосизма выступает религиозная система ценностей, основанная на вере и поклонении человека высшим силам – Абсолюту, Дао, Небу (природе) как основе мироздания. При этом доктрина затрагивает антропологические константы, эксплицируя особенности человеческой природы через становление диалогических отношений человека с двумя важнейшими Даосскими абстрактными силами – «Дао» и «Дэ».

В первую очередь огромное влияние на становление религиозно-философского течения «Дао» принадлежит ранним Даосским мыслителям – Лао Цзы, Чжуан Цзы, Лю Ань и др. [5, с. 7]. Однако основателем Даосизма традиционно считается Лао Цзы, живший, по преданию, на рубеже VI – V вв. до н. э. [2, с. 78]. Его основным и единственным трудом, посвящённым Даосской доктрине, является древнекитайский трактат «Дао Дэ Цзин», в центре которого раскрывается интерпретация неантиномичной пары – Дао и Дэ. По преданию, Лао Цзы, перед тем как отправиться на запад постигать новые научные миры, оставил свое произведение смотрителю пограничной заставы, который впоследствии распространил трактат.

18 Апр 2019 в 14:35. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв