Просмотров 244

Следующий даосский мыслитель Чжуан Цзы (369 – 286 гг. до н. э.) считал, что «природа и человек должны жить во взаимосогласии и любви, а также единодушно сосуществовать с прочими формами бытия» [3, с. 635]. Такой подход к пониманию отношений «человек – природа» характерен не только в эпоху Сражающихся царств и правления Желтого императора, но и в современном китайском обществе. Даосские мотивы, направленные на гармонизацию отношений человека и природы, находят отражение не столько в философской культуре, сколько в архитектуре, живописи, материальных и нематериальных памятниках культурно-исторического наследия Китая. Художники, архитекторы, обращаясь к искусству, воплощают в нем понятие Дао как синтез жизни человека и природы. Это позволяет сказать, что философия даосизма, воплощенная в живописи или архитектуре, настраивает человека на постижение ритмов природы. Следовательно, принципы «бережного отношения и любовь ко всем видам жизни», почитание природы человеком, находящиеся в авангарде эко-этического мышления даосской доктрины [15, с. 151], также проявляются на многих других уровнях, связанных с культурно-философскими традициями и эстетическими истоками.

Согласно научным изысканиям китайские ученые, обращаясь к отношениям человека и природы, обычно акцентируют внимание на их единении, а не на диалогичности. В первую очередь, данная тенденция связана с коррелятивным восточным мышлением, которое направлено на создание дихотомических классификационных схем, к примеру: Инь – Янь, Дао – Дэ, Небо – Земля – Человек и др. Вторая предпосылка заключается в понимании лингвистических лакун исследуемого языка. Чжан Дайнянь считает, что современное понимание термина «единение» (хэи) отчасти отличается от интерпретации древних философов. Понятие «хэи» указывает на крепкие и неразрывные отношения между двумя участниками коммуникации [16], тем самым побуждая их к диалогическим отношениям.

Другой китайский философ Ли Цуньшань анализирует хэи с позиций, указывающих на взаимоотношения между субъектом и объектом. Он считает, что понимание концепции хэи философами Древнего Китая подразделялось на две ветви: 1) взаимосоотнесенность субъекта и объекта, которая указывает на их взаимопроникновение; 2) индивидуальный характер субъекта и объекта, что проистекает из их единения, в этом смысле объект является частью субъекта, субъектом и сотворенный [9]. В данном ключе понимание термина «единство» как основы классификационных схем в древнекитайской философии представляет полисемию во всех своих проявлениях, многозначность данного термина связана с иероглифической культурой, которая отражается на понимании и трансформации дальнейших смысловых парадигм. Вследствие этого интерпретация понятия «единение» не ограничивается целостным характером и неделимостью, а, наоборот, расширяет границы исследовательского поля отношений человека и природы. Можно считать, что это и дает представление о диалогичности отношений человека и природы в китайской традиции.

18 Апр 2019 в 14:35. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв