Просмотров 371
Е. А. Капичина
В условиях современной цивилизации, когда человечество оказывается перед лицом угрозы, с одной стороны, физического исчезновения, либо в результате техногенной или ядерной катастрофы, либо в результате биогенетического самоуничтожения, с другой — нравственного опустошения и духовно-ценностной деградации, встает проблема преодоления антропного кризиса и существенной трансформации человеческой природы. Кризис человечества — это, в первую очередь, потеря человеком своей сущности, уход от нее, забывание о ней, «неслышание» ее зова и т. д. Повседневная цивилизационная техногенная реальность все больше закрывает от человека его собственную сущность, проще говоря, мы перестаем задумываться о своем предназначении, о смысле жизни, о нравственных ценностях, мы все больше сегодня теряем свои родовые способности (мыслить, рассуждать, слушать, творить и т. д.), а в большей степени поглощаемся техногенной гаджетоманией, материальными ценностями. Человек теряет свою природу и свою сущность. В этом и заключается кризис антропности, но не все так просто, конечно. Антропный кризис — это время, которое наступает после объявления о «смерти Бога» и характеризуется тем, что Бог изымается из всех сфер существования. Заметим, что «смерть Бога» символизирует, прежде всего, кризис духовности, смысла и нравственности в человеческом обществе, по сути, антропный кризис в онтологическом аспекте. Именно это состояние Мартин Хайдеггер определяет как «нетость Бога». «В нетости Бога возвещает о себе, однако, и нечто гораздо более тяжкое. Не только ускользнули боги и Бог, но и блеск божества во всемирной истории погас. Время мировой ночи — бедное, ибо все беднеющее. И оно уже сделалось столь нищим, что не способно замечать нетости Бога» [5, с. 74]. В «нетости» Бога заключено отрицание Бытия как основополагающего фундамента человеческого существования, духовного смысла и нравственной ценности.
Однако дело не ограничивается одной только «нетостью Бога», ибо эта «нетость» тянет за собой другую «нетость» — «нетость» автора-творца и произведения как результата художественного творения. Речь идет о времени авторского кризиса, когда сама идея авторского произведения утратила свою сущность, «смерти автора» как источника субъективно-творческого начала, а также конце времени творений высокого искусства. Об этой девальвации понятия «произведение» писал М. Хайдеггер: «Творения уже не те, какими они были. Правда, они встречаются с нами, но встречаются как былые творения. Былые творения, они предстают перед нами, находясь в области традиции и в области сохранения. И впредь они лишь представляют — они предметы. Их стояние перед нами есть, правда, следствие былого их самостояния в себе самих, но оно уже не есть это самостояние. Последнее оставило их. Предприимчивость художественной жизни — сколь бы насыщенной ни была она, как бы ни суетилась тут ради самих творений — способна достичь лишь этого предметного предстояния творений. Но не в этом их бытие творениями» [4, с. 135]. Хотя в данном отрывке Хайдеггер пишет о творениях или произведениях былых времен, но все сказанное им можно вполне отнести и к современным произведениям, ибо современное произведение утратило свое смысло-ценностное самостояние точно так же, как и произведение былых времен. Ведь в конечном итоге речь у Хайдеггера идет не о современных или давно созданных произведениях, но о том, что самостояние утратила сама идея автора и произведения. Произведениепревращается в ничто, если оно не репрезентировано должным образом. Поэтому для современного художника, музыканта, писателя создание произведения становится лишь поводом для демонстрации его репрезентативных — перформативных или публикаторских стратегий. Именно эти стратегии, а отнюдь не само произведение, становятся во главу угла, из чего можно заключить, что на смену идее произведения приходит идея текста, знака, акции или проекта. Симулятивные формы произведения становятся актуальными формами существования современного искусства, в том числе и музыкального.
15 Фев 2017 в 10:47. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.