Просмотров 359

И. Н. Цой

На рубеже ХIХ и ХХ веков, когда мир охватили сменяющие друг друга военные и политические события, жизнь миллионов людей изменилась навсегда. Глубокие трещины, образовавшиеся в обществе, в конце концов раскололи мир, и он распался на мелкие осколки, словно зеркало в сказке Андерсена. До сегодняшнего дня так и не удалось их собрать воедино, поэтому человечество существует в состоянии пазлов, не укладывающихся в единую гармоничную картину.

Трагично то, что под руинами разрушающегося мира оказался человек, отныне перейдя из состояния героя в состояние жертвы, теряя уверенность в себе, испытывая разочарование. Человек погибал, очутившись в жерле войны и революции, инстинктивно ища спасения.

Искусство – та форма культуры, которая в силу своей чувственной природы первым реагирует на перипетии, происходящие в обществе. Ответом на политический и культурный кризис начала ХХ века стало возникновение новых образов, жанров, художественных стилей, слившихся в единое модернистское направление.

Искусство находилось в поиске новых концепций, идей, форм и содержания, благодаря которым могли бы измениться устоявшиеся традиции.

Литераторы и художники, композиторы и режиссеры создали образ человека модерна, который предстает перед нами в трех ипостасях. В некоторых случаях он трагичен и обречен. Жизнь становится для него мучительным ожиданием смерти, каждая минута бытия наполнена безысходностью. В другом варианте – это агрессивный и воинствующий революционер, презирающий окружающих, но чаще всего человек бежит от реальности, с ностальгией вспоминая о прошлом и пытаясь примерить на себя образ Ренессанса или какой-либо другой.

Люди искусства совершили побег от реальности и переселились в свои собственные, созданные силой их фантазии и воображения.

Грань между двумя мирами была стерта, и искусство заняло все пространство. Жизнь стала театром, а театр жизнью. Каждый из них сочинил собственную пьесу и сыграл ее. Литература, театр и изобразительное искусство стали экспериментальными площадками, где реализовывались самые сумасшедшие идеи. Сюрреалисты, символисты, футуристы не оставили без внимания театральную сцену, воплощая свои замыслы. Но почему такой интерес именно к театру? По всей видимости, именно сцена предоставила возможность сконструировать новый мир и разместить в нем нового человека, разрешив ему прожить жизнь. Парадоксально то, что человек постепенно растворился и исчез из театрального пространства. Вначале он надел маску (у символистов), затем избавился от эмоций и стал механизмом в огромной машине (у футуристов) и в результате обратился в геометрическую форму (у Малевича).

15 Фев 2017 в 10:02. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв