Просмотров 92
УДК 130.2
В. Е. Черникова
Современный человек и культура находятся в состоянии поиска всеобщих ценностей, которые, с одной стороны, выражают единство интересов человечества, с другой – отражают их духовную уникальность и неповторимость. Сегодня все чаще обращаются к диалогу как универсальному герменевтическому ключу к пониманию сущности бытия человека и культуры. Диалог есть способ установления духовного единства людей на всех уровнях социокультурного бытия на основе воспроизводимых культурой духовных ориентиров и нравственных ценностей. Интерес к феномену диалога то увеличивается, то уменьшается, но никогда не исчерпывается полностью. Предвестниками современного философского диалогизма принято считать Л. Фейербаха, который стремился создать материалистическую антропологию как теорию взаимосвязи Я и Ты; С. Кьеркегора с его теологическим диалогом; Ф. Ницше, создавшего истинно диалогические произведения. Вехой в прочтении диалога являются труды М. Бубера, Ф. Розенцвейга, Ф. Эбнера, О. Розенштока-Хюсси [10]. Диалог в русской философии был предметом осмысления для А. Введенского [4] и Н. Лосского [9]. Весомый вклад в развитие «диалогического принципа» внесли труды М. Бахтина [1] и В. Библера [2; 3]. Данные авторы уделяли большое внимание проблеме диалога как составной части своих философских представлений относительно проблемы культуры, природы, основ человеческой личности.
Рассмотрение диалога в условиях глобализации и информатизации общества не потеряло своей актуальности.
Глобализация – внутренне противоречивый процесс, в котором одновременно наблюдаются как тенденции к унификации, т. е. уменьшению культурного разнообразия, так и тенденции к диверсификации, т. е. отстаиванию своего культурного своеобразия, самостоятельности, культурной локальности. В конце ХХ – начале XXI века принятие самоценности любой существующей на Земле культуры и необходимости сохранения локальных культур, защиты от глобальной культурной агрессии требует новых видов культурного взаимодействия. Самым перспективным представляется диалог между существующими культурами с его имманентной установкой на равенство и партнерство, обеспечение миропорядка, культурной стабильности. По мнению В. Толстых, в современных условиях «нужна новая идеология диалога, которая может быть выработана путем перекрестного консенсуса двух господствующих ныне мировоззренческих ориентаций и типов мышления – антропоцентричного («западного») и космоцентричного («восточного). Первый зиждется на логике обладания и господства, второй – на логике мудрости» [11, с. 168]. Ситуация, сложившаяся в современной культуре, носит амбивалентный характер. С одной стороны, существует представление о множественности равноправных культур, их самоценности и уникальности; с другой – необходимо возникает мысль об интегрирующем начале, создающем культурное единство, без которого невозможно существование человечества в конце ХХ – начале XXI века. Что же в сложившихся обстоятельствах может служить основой, которая создает связи между культурами, делает межкультурное взаимодействие принципиально возможным? Опираясь на мнение Л. Карсавина, можем ответить так: «духовно-душевная деятельность человечества», лишенная «пространственной разъятости», имманентно содержащая в себе элементы «всеединства», теряющая всякую ограниченность «в высшей сфере духовности» [8, с. 97–98].
18 Апр 2019 в 13:13. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.