Просмотров 377

Великий афинский художник Дедал судьбой был занесен на остров Крит к царю Миносу, который дал ему пристанище и заставил работать на себя. Дедал долго жил на острове и строил там огромный Лабиринт, из которого нельзя найти выход. Но он очень хотел вернуться на родину и однажды, подняв глаза к небу, подумал: «А чем человек хуже птиц?» И вот он сделал крылья для себя и сына Икара, и настал день полета. Дедал сказал Икару: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск на крыльях. Не лети слишком низко; морская вода попадет на перья, и они намокнут». Икару же захотелось подняться высоко-высоко, выше птиц, к солнцу, в результате он погиб в пучине моря. А Дедал сломал свои крылья и проклял свое искусство. Однако несмотря на трагический финал дерзаний человеческих, отраженный в мифе, людей все равно всегда манила к себе высота. Влекла она и древнегреческого философа Платона, глазами души узревшего мир идей и создавшего виртуальный образ идеального государства, за который до настоящего времени он «отчитывается» перед потомками, осуждающими его за идею-прообраз будущего тоталитарного устройства общества. Устремленность платоновского Духа к вершинам чуть было не обернулась для философа рабством. Ради высшего смысла человеческого бытия погиб его учитель Сократ, приняв яд цикуты по решению демократического афинского суда. Поэтому совсем не случайно образ Сократа в истории культуры стоит рядом с образом распятого Христа. При том, что и Сократ, и Христос были историческими личностями, их образы мифологичны, виртуальны. Но в них присутствует и поныне преобразующая сила виртуального. Судьбы многих последующих деятелей культуры, вдохновленных высокими, возвышенными, виртуальными идеями и идеалами, совершивших прорыв в науке, искусстве, поражают своим драматизмом, так как добродетель, virtus, удел избранных. Однако история оказывалась к ним более справедлива, чем современники. Поэтому мы не только знаем их имена, но и пользуемся их достижениями.

У великого художника эпохи Возрождения Рафаэля есть знаменитая работа «Афинская школа» — картина, на которой изображены философы Древней Греции, но центральные фигуры — Платон и Аристотель. Эта картина очень интересна своим символическим смыслом. В двух жестах художник отразил различия философских позиций величайших из греков, а именно: «Указующий перст Платона поднят вверх, к Небесам, к миру вечных идей, прообразам всего сущего. Рука Аристотеля простерта вперед и указывает раскрытой ладонью на землю». Для нас здесь важны не столько различие и спор философов, сколько обозначенная система координат. Служит ли положение руки Аристотеля знаком того, что он отказывается от вертикального измерения человека и культуры? Конечно, нет. В нем есть мудрость Дедала, которая требует не утрачивать связи с землей. Для Аристотеля существует высшее Благо и должное как вертикаль. Стремление к Благу, к должному всегда требует усилия. Понятие «пайдейя», которое развивалось в учениях Платона и Аристотеля, связано с «внутренней культурой», или «культурой души», имеющей вертикальное измерение, хотя у Платона это условие спасения души, а у Аристотеля — средство обеспечения общего блага и условие счастья всех членов общества.

01 Мар 2016 в 09:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв