Просмотров 92

УДК 130.2+7.0178.1

В. В. Петрик

Из святого Писания мы знаем, что еще до сотворения человека, все ангелы хвалили Творца голосом великим. Об этом говорит в Апокалипсисе апостол Иоанн Богослов, видевший херувимов, ангелов и великий сонм святых, что окружали престол и с припевом «аллилуйя» хвалили Бога и Агнца [10, с. 335]. В Ветхом Завете пение было способом божественного откровения, пророки Израиля произносили свои пророчества певуче стихами. Иоанн Златоуст говорит, что Сын Бога принес людям «все богатство благодати, принес нам небесные песни и этим самым сделал землю небом…» [Там же]. По словам святых отцов, люди, поющие гимны Богу, становятся общниками небесных сил, наследуя и уподобляясь им. Таким образом, Бог есть первый учитель и наставник, пример для подражания, и все его последователи должны стремиться передавать духовно-нравственный опыт философско-религиозного осмысления мира. При этом история становления церковного пения может быть рассмотрена как некий религиозно-педагогический процесс формирования философии музыкального образования и воспитания на основе приобщения к сакральным смыслам.

В Ветхом Завете возникновение богослужебного пения связывается с получением Господних заповедей и скрижалей Завета. Человек, получив подаренный Богом закон, имел возможность прославлять Бога. Впервые хвала истинному Богу была пропета израильтянами, когда совершилось чудо перехода по дну Красного моря под предводительством пророка Моисея. Однако в Ветхом Завете для прославления Бога использовалось не только пение, но и инструментальная музыка, применяемая в языческих культах. Ангельское пение – это непрерывное прославление Бога. Оно бесконечно, в то время как человеческое богослужебное пение имеет начало и конец. Однако по духовной направленности и совершенству это пение должно быть подобно ангельскому.

В Библии говорится о создателе музыкальных инструментов Ювале, музыка вообще была важной частью израильской жизни. Будущий царь Давид, взятый ко двору первого израильского царя Саула еще мальчиком прямо из пастухов, прекрасно играл на псалтыри (разновидность арфы), его песни смягчали сердце Саула, когда тот впадал в бешенство. Позднее, став в свою очередь царем, Давид заложит основы израильского богослужения, в котором центральную роль будут играть музыка и пение. Написанные Давидом несколько десятков молитв-псалмов станут основой будущего Псалтыря, который является одним из опорных пунктов церковной культуры.

В Ветхом Завете говорится, что рука Бока прикасалась к пророку Елисею, побуждая его пророческий дух, когда играл приглашенный музыкант на киноре (разновидность гуслей). В богослужениях вместе с пением и инструментальной музыкой использовались также ритуальные танцы, угодные Богу. Например, танец пророка и царя Давида, «скачущего и танцующего перед Господом» во время перенесения ковчега Завета. В законе Моисея в Книге Чисел написано: «Во время веселья, праздников или войны с врагами… трубите тревогу трубами, и будете помянуты перед Господом Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших» [Цит. по: 10, с. 336]. Поэтому при возвращении воинства с войны израильтяне приветствовали своих победителей песнями и танцами. В те времена музыкальное искусство, состоящее из пения и танцев, не разделялось на светское и религиозное – оно все являлось религиозным.

01 Ноя 2018 в 12:27. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв