Просмотров 17

В этой связи следует напомнить, что сознание человека имеет общественную природу, культурно и практически обусловлено, а это значит, что типические стандарты социально значимых чувств индивида устанавливаются в процессе его непосредственного участия в социальной практике и подобно понятиям принудительно формируются обществом, являются всеобщими и общезначимыми. Типические ситуации практики порождают столь же типичные системы их эмоциональных оценок и нормативно закрепляемые культурой сценарии соответствующего поведения, чувственно-практическое переживание которых позволяет целенаправленно добиваться согласования усилий в совместной деятельности индивидов. Неадекватные оценки и формы деятельности осуждаются обществом и принудительно искореняются. Индивид не является абсолютно свободным. Он живет в социально детерминированной информационно-эмоциональной среде, в которой каждой культурой (в том числе, религией или государством) нормативно закрепляется «эмоциональный режим» существования данного общества.

Это становится возможным в силу того, что в обществе изначально сложились специальные механизмы и системы эмоциональной подготовки индивидов, которые возникали вместе с человеком и обществом и были одним из факторов преодоления биологической ограниченности предчеловека и способом трансформации природных основ его существования в социокультурные формы. Речь идет о самом гуманном и привлекательном из них, а именно, об эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность зарождается в процессах имитации практической деятельности и первоначально была коллективным повторением эмоционально насыщенных фрагментов коллективной практики, была вплетена в язык самой жизни, осуществлялась в формах самой жизни, о чем неоспоримо свидетельствует факт существования первичного фольклора. Последующее повторение таких имитаций неизбежно сопровождается их эмоциональным обобщением и абстрагированием чувственных форм их репрезентации в сознании. В результате появляется эстетическая абстракция – чувственно-конкретный иконический знак, эмоционально впечатляющий фрагмент чувственного образа практической ситуации, вызывающий адекватную ценностно-практическому значению эмоцию. Использование эстетической абстракции вне конкретного практического контекста для целенаправленного возбуждения желаемой эмоции представляет собой «эстетический образ» или образ «искусственно вызванной эмоции». Накопление культурного словаря эстетических знаков создает предпосылки произвольно-условного, то есть вне практической ситуации искусственного возбуждения разнообразных, сформировавшихся ранее в практике собственно человеческих (культурных) эмоций. Современные формы сложных видов эстетической деятельности и, прежде всего, искусство, обладают мощнейшим человекотворческим потенциалом, активно воздействуют на человека, формируют его духовную и чувственную сферу.

Таким образом, эстетические процессы суть эмоциональные процессы, в которых эмоция (эстетическое чувство) рассматривается как самостоятельная ценность и предмет эстетической деятельности, с помощью которой общество осознает, а индивиды усваивают социальные ценности. Ее основу составляют иконические знаки, условно имитирующие реальные практические процессы и актуализирующие культурный эмоциональный опыт индивида и общества.

С развитием и усложнением языка-словаря эстетических эмоций и эстетической техники имитирования социально значимых чувств появляется возможность целенаправленно-осознанного подражания-конструирования любых социально значимых чувств в их совершенном, а потому и чрезвычайно привлекательном виде. В известной мере будет справедливым утверждение, что «эстетика есть грамматика чувств». Целефункциональный смысл эстетической деятельности заключается во всестороннем развитии чувственных основ ценностного сознания личности. Благодаря чувственному инструментарию эстетического сознания отдельный индивид, личный чувственный опыт которого ограничен опытом его жизни, может приобщаться к мировому социокультурному опыту, овладевать разнообразными типическими культурно-ценностными смыслами человеческих эмоций и тем самым преодолевать врожденное биологическое безразличие, природное эгоистическое равнодушие к явлениям социального мира. Эмоционально-образное моделирование разнообразных социальных процессов эстетическими средствами позволяет формировать художественные идеалы или совершенные образцы типичных политических, религиозных, экономических, нравственных и любых иных эмоций, какой бы культурной сферой деятельности индивид ни занимался, а вместе с ними формировать сложнейшие стимулы социальной активности, общественно значимые чувства – культурные чувственные стандарты любой сферы человеческой деятельности [2].

15 Мар 2024 в 13:20. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв