Просмотров 30
УДК 18:316.43
А. П. Воеводин
Эстетические процессы пронизывают все сферы жизни общества, являются неотъемлемой составной частью всех без исключения социальных явлений. Они потребляют значительную долю социальной энергии и материальных ресурсов. Их влияние на жизнь каждого отдельного человека и общества трудно переоценить. Тотальность эстетического обнаруживается в том, что ни один артефакт, ни один вид социокультурной активности невозможен вне его эстетического оформления. И это бесспорный факт. Современный человек воспринимает мир, мыслит и действует эстетически. Неэстетическое рассматривается как человечески неадекватное и ошибочное, как не соответствующее образцам и нормам повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Важность и всеобщность эстетических процессов характерна не только для современности. Культурные памятники свидетельствуют, что эстетическая деятельность сопровождала деятельность людей всю известную нам историю человечества и была ведущей культурной традицией даже в те далекие времена, когда сколько-нибудь развитого понятийно-логического мышления еще не существовало. Эстетические процессы были одним из факторов антропо- и социогенеза, психологической основой становления человека и общества, мощнейшим культурным средством преодоления естественного детерминизма зоологических закономерностей и трансформации биологических инстинктов в культурно оформленные социальные формы движения. В своих исторических истоках эстетическое освоение мира было естественным способом вычленения человека из первобытной дикости, оно изначально было «вплетено в практическую жизнедеятельность людей и формировалось на широком фронте ее разнообразных проявлений» [5, с. 183]. По мнению М. С. Кагана, «…повсеместно мы обнаруживаем тем большую меру художественной активности, чем архаичнее исследуемый культурный слой» [Там же, с. 182]. Повсюду, во всех известных культурах, во всех исторических эпохах, на всех исторических этапах развития общества эстетические процессы составляют сокровенную, принципиально неустранимую суть человеческого существования. Их всеобщность и универсальность свидетельствуют о сущностно необходимом значении в человеческой жизнедеятельности.
Однако современная теоретико-эстетическая мысль игнорирует очевидные факты эстетического влияния на развитие общества. Не то что бы она этого не замечает, но доминирующая в европейской философской традиции теоретическая парадигма выводит эстетические явления за пределы практических процессов, относит их к самодостаточной и самоценной сфере духовной деятельности. Со времен И. Канта эстетические процессы теоретически рассматриваются изолированно от утилитарных, как якобы самостоятельно существующие. Последующее противопоставление Г. В. Ф. Гегелем эстетических процессов практическим и отнесение искусства исключительно к сфере познания, его категорическое утверждение о том «…что искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме…» [4, с. 61] сводит эстетическое к специфической форме созерцающего себя и мир разума, чем окончательно завершает его отрыв от остальных сфер социальной жизни. Абсолютизация «принципиально непрактического», антиутилитарного, а потому и индивидуально-субъективного («гениального») характера эстетического, которая исторически сложилось в европейской философской традиции, автоматически закрывает путь к теоретическому пониманию и объяснению его социально-функциональной роли в жизни каждого человека, сводит его к изящному, но практически бессмысленному баловству, «аристократической забаве», увлекательной игре интеллектуальных сил. А вместе с ним, как это ни прискорбно осознавать, и к необязательности самой эстетической теории, которая вслед за своим предметом становится сферой особого рода интеллектуального развлечения, «разумного безумствования» (И. Кант), обобщения и выводы которого якобы грешат субъективизмом и не существенны для практического и художественного преобразования мира.
15 Мар 2024 в 13:20. В рубриках: Эстетика. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.