Просмотров 46

Будучи поздним романтиком, К. Рейнеке обратился к флейте как инструменту, способному идеально выразить такие черты характера героини сюжета, как природную чистоту и наивную простоту, благодаря ассоциативным связям с пастушьим наигрышем, который испокон веков олицетворяет гармонию человека с природой в противовес подчас драматичной противоречивости его отношений с социумом. Каждая из четырех частей флейтовой сонаты последовательно раскрывает сюжетную линию литературного источника. Так, в Первой части (Allegro) в качестве характеристики образа главной героини Ундины тематическая разработка призвана изобразить водную стихию в виде волнообразных мотивов, которые переплетаются во флейтовой и фортепианной партиях в своем стремлении к бесконечному мелодическому развитию в романтических традициях (пример 1). Здесь обнаруживаются основные типизированные композиционно-выразительные средства, такие как кольцеобразная мотивная организация, фактурная хаотичность и гармоническая неустойчивость, характерные для создания впечатления  подражанию бурлению водной стихии.

Пример 1.

Основу образного содержания Второй части (Intermezzo) образует конкретный ассоциативный ряд ситуативного общения Ундины с рыцарем Хульдебрандом. Экспозиционное противопоставление взволнованной темы флейты с умеренной галантно-танцевальной темой в партии фортепиано призваны создать впечатление диалога разнохарактерных персонажей (пример 2). Далее в серединном разделе появляется умиротворенная мелодия в сопровождении вопросительных интонаций.

Пример 2.

В Третьей части (Andante tranquillo) слышится интимных разговор влюбленных, выраженный в каноническом изложении мелодических линий в партиях флейты и фортепиано. Материал средней части (Molto vivace) разрушает безмятежную атмосферу согласия и привносит в музыкальное повествование тревожное звучание. Однако реприза возвращает слушателя в прежнее состояние, характеризующее чувственный диалог главных героев (пример 3).

Финал сонаты (Allegro molto agitato ed appassionato, quasi Presto) изображает отчаяние Ундины, стенания которой слышатся в порывистых ламентозных мотивах, чередующихся с вопросительными интонациями (пример 4). Образ трагической развязки подтверждает финальный эпилог (Piu Lento).

Пример 4.

Таким образом, для исполнителей средствами образного насыщения интерпретации Сонаты К. Рейнеке «Ундина» выступают программность, основанная на сюжете сказки Фридриха де Ла Мотт Фуке, звукоподражание бурлению водной стихии, черты жанровости в характеристике персонажа, композиционные приемы проведения мелодических линий в каноническом изложении, подражающих ведению разговорного диалога героев или в виде стремительных ламентозных пассажей, изображающих эмоциональные переживания главной героини, в целом имитация человеческих эмоций любви, тревоги, сомнения, страха, ярости и т. д. с помощью характерных интонаций и движения тематического и фактурного развития. Также образное пространство исполняемого произведения может быть дополнено ассоциациями с другими  трактовками данного сюжета, как в музыке, так и в других видах искусства. В частности, героиня флейтовой Сонаты близко ассоциируется с Лорелеей — сказочной русалкой, скульптура которой расположена в окрестностях немецкого городка Санкт-Гоарсхузен на правом берегу реки Рейн. По мнению О. Соколова, «в лучших произведениях этого рода программа и музыка эстетически идеально дополняют друг друга: первая указывает на объект, вторая же выражает авторское отношение к нему, которое лучше всего поддается именно музыкальному выражению» [2, с. 34].

15 Мар 2024 в 12:13. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв