Просмотров 67

УДК 78.01

 В. И. Стачинский, И. В. Стачинская

 

Музыка испокон веков прибегала к экспрессии чувственных ассоциаций. В разные исторические эпохи многие национальные школы вырабатывали эстетические программы, ориентирующие музыкальное искусство на картинность, изобразительность, наглядность в передаче зрительно-пластической образности окружающего мира. Благодаря тенденции к визуализации в искусстве некоторые современные композиторские направления в своем развитии избежали творческого тупика и замкнутости на самих себе.

Образность в музыкальном искусстве строится как на внутренне-психологических, так и на внешне-визуальных ассоциациях. В основе внутренне-психологических ассоциаций лежит способность музыки имитировать характер человеческой эмоции, ее движение и развитие. Устойчивая эстетическая установка, закрепившаяся за музыкой как «языком чувств», отражается в способности музыки создавать в восприятии «рисунок» живой эмоции, «создавать настроение», «выражать чувства». Изображаемые эмоции воплощаемого образа обусловлены замыслом произведения, его художественной задачей. Они условны и символичны и по отношению к натуральным эмоциям в искусстве существуют в виде изображаемых аффектов: мольбы, страха, радости, горя, тоски, восхищения, ярости, любви, сомнения и т. д. Через музыку человек вновь и вновь проживает свое прошлое, свой чувственный опыт, приобретённый движением собственной судьбы. При этом, в отличие от неконтролируемого потока текущих жизненных эмоций, тип эмоционального воздействия музыки предсказан как содержанием концепции отдельного сочинения, так и содержанием музыки в целом, обобщающем в себе величие общечеловеческих чувств как ценность мироздания, освящённого добром и красотой.

К внешне-визуальным ассоциациям относятся те, которые в музыке опосредованно связаны с отображением предметного мира. Надо заметить, что оно менее типично для специфики музыки, как искусства звуков. Однако в своем стремлении предельно широко охватить содержание мира, музыка находит если не прямые, то косвенные пути к изобразительности.

К прямому, непосредственному отражению предметного мира относится звукоподражание, например, пение птиц, звон колоколов, бой часов, стук колес поезда и т. д. Опосредованное отражение предметного мира в музыке осуществляется через передачу «рисунка движения» изображаемого предмета или явления действительности: имитация скачки коня, жужжания шмеля, журчания ручья, покачивания на волнах, воя ветра, сверкания молнии и раскатов грома и пр. Предметно-изобразительный ряд расширяет образно-ассоциативное пространство произведения [4]. Не являясь самодовлеющим, он входит в единый целостный образ контекста в качестве одного из эмоциональных параметров, обусловливая и обеспечивая каждую зрительную ассоциацию соответствующим психологическим настроем. Через типы движения, голосовые признаки, звуковые эффекты музыка обращается к таким объектам, отображение которых доступно специфике ее выразительных средств.

15 Мар 2024 в 12:13. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв