Просмотров 46

Общая принадлежность приведенных средств образной выразительности к музыкальному искусству в целом обосновывается тем, что они создают психологические предпосылки как для коммуникативного, так и для эстетического восприятия знаковой формы художественного образа, подчиняя её общему эстетическому принципу – единству в многообразии. В целом коммуникативность художественного образа принципиально отличается от любого другого сообщения в силу действия особых принципов восприятия знаковой формы искусства, которому присущи не столько законы логического мышления, сколько законы, связанные с психологией восприятия и феноменом эстетического наслаждения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Верба, Н. И. Архетипический образ морской девы в музыкальной культуре : диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Верба Наталья Ивановна. – Санкт-Петербург, 2021. ‒ 562 с. – Текст : непосредственный.
  2. 2. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Соколов Олег Владимирович. – Москва, 1995. ‒ 39 с. – Текст : непосредственный.
  3. Стачинская, В. И. Соната Карла Рейнеке «Ундина»: к вопросу интерпретации сочинений для флейты / В. И. Стачинская. – Текст : непосредственный // Музыковедение . – 2023. – № 5. – С. 15–22.
  4. Стачинский, В. И. Образно-ассоциативное пространство симфоний Александра Белобородова : монография / В. И. Стачинский. ‒ Москва : Летний сад, 2018. ‒ 395 с. – Текст : непосредственный.
  5. Холопова, В. Феномен музыки / В. Холопова. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2014. ‒ 384 с. –Текст: непосредственный.
  6. Reinecke, С. “Undine” Sonate für Klavire und Flöte : [noten] / C. Reinecke; Rob. Forberger Musicverlag GmbH. – Партитура. – München, 1883. ‒ 32 с.

 

Стачинский В. И., Стачинская И. В. К интерпретации музыкального образа (на примере сонаты «Ундина» Карла Рейнеке)

Статья посвящена формированию художественной образности музыкального произведения на основе внутренне-психологических и внешне-визуальных ассоциациях в связи со способностью музыки имитировать характер человеческой эмоции, передавать рисунок ее движения, изображать явлений природы, живой и предметный мир. Кроме того, непосредственное влияние на создание образно-ассоциативного пространства музыкального произведения оказывают эстетико-коммуникативные архетипы музыкального содержания, такие как интонация, ритм, драматургия, жанр, стиль, программность, которые должен учитывать концертный исполнитель в интерпертационной работе над концепцией сочинения. На примере флейтовой сонаты «Ундина» Карла Рейнеке в статье анализируется влияние программности и других перечисленных факторов образного мышления на грамотное формирование исполнительской интерпретации.

Ключевые слова: образно-ассоциативное пространство, программность, архетипы музыкального содержания, Карл Рейнеке, соната «Ундина».

 

Stachinsky V. I., Stachinskaya I. V. To the Interpretation of a Musical Image (Based on the Example of the Sonata “Ondine” by Carl Reinecke)

The article is devoted to the formation of artistic imagery of a musical work on the basis of internal psychological and external visual associations in connection with the ability of music to imitate the nature of human emotion, convey the pattern of its movement, depict natural phenomena, the living and objective world. In addition, the creation of the figurative-associative space of a musical work is directly influenced by aesthetic and communicative archetypes of musical content, such as intonation, rhythm, dramaturgy, genre, style, programming, which the concert performer must take into account in interpretative work on the concept of the composition. Using the example of the flute sonata “Ondine” by Karl Reinecke, the article analyzes the influence of programming and other listed factors of imaginative thinking on the competent formation of performing interpretation.

Keywords: figurative-associative space, programming, archetypes of musical content, Karl Reinecke, Sonata “Ondine”.

15 Мар 2024 в 12:13. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв