Просмотров 38

Прежде всего отметим, что переломный момент в эволюции оригинального репертуара для аккордеона был связан с общими процессами жанровой трансформации музыкального искусства в ХХ веке, направленными на его видовое перерождение, повлекшее, в частности, широкое внедрение в концертно-исполнительскую практику музыкальных инструментов неакадемического направления. Одним из них стал аккордеон, широкая популярность которого вызвала бурное развитие аккордеонного исполнительства.

Велико значение оригинальной музыки для учебно-педагогического процесса. Как для истории, так и для практики исполнительства чрезвычайно важно выявление достоинств и недостатков музыки для баяна и аккордеона, современных тенденций, наиболее типичных музыкально-выразительных средств и инструментально-технических приемов, особенностей письма, тесно связанного со спецификой тембра инструмента и наличием двух систем в левой клавиатуре [3].

Название «аккордеон» пришло к нам из Австрии. В 1829 году австрийский органный мастер Кирилл Демиан сконструировал и запатентовал разновидность двухклавиатурной гармоники с горизонтальным движением меха, в которой мелодические возможности правой клавиатуры сочетались с гармоническими возможностями левой. В основу конструкции левой клавиатуры был положен принцип извлечения готовых аккордов путем нажатия на одну клавишу; отсюда произошло название инструмента – accordion. Инструмент был не только мелодическим, но и самоаккомпанирующим, в чем состояло одно из главных его достоинств [1]. Именно он стал прообразом других, более совершенных модификаций музыкальных инструментов подобного типа, сконструированных впоследствии и долгое время называемых ручными гармониками. Начиная с 30-х годов ХІХ века, после приобретения инструмента системы Дамиана тульским мастером Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке, инструменты подобной конструкции стали известны в Российской империи и вскоре широко распространились по ее территории под названием гармонь. Новый инструмент, преобразованный в соответствии с особенностями русской плясовой и частушечной музыки, получил огромное количество региональных разновидностей, подавляющее большинство которых имело кнопочное строение правой клавиатуры, как у современного баяна. Однако в 70-х годах ХІХ века в Елецком уезде Воронежской губернии появляется гармоника с клавишной конфигурацией клавиш, которая получила название елецкой двухрядной рояльной гармони – одной из непосредственных предшественниц современно аккордеона.

Благодаря своей портативности аккордеон легко мог перемещаться и поэтому использовался в различных ситуациях народно-бытового музицирования, во время народных праздников и семейных торжеств. Таким образом, можно смело утверждать, что первый репертуар аккордеона отражал преимущественно специфику городского и сельского фольклора бесписьменной традиции.

Фольклорная гармонь была мало рассчитана на профессиональное исполнение в концертном зале. Однако со второй половины ХІХ века инструмент постепенно завоевывает эстрадные подмостки и звучит со сцен театров-балаганов, в залах купеческих клубов, в кафешантанах. Репертуар таких выступлений состоит из популярных танцевальных жанров (вальсов, мазурок, полек, кадрилей), городских романсов, вариаций на темы русских народных песен, простейших, хорошо известных миниатюр музыкальной классики. Зачатки публичного концертного исполнительства, пока еще в его развлекательной ипостаси, положили начало процессам преобразования инструмента из бытового в концертный, что, в свою очередь, подготовило почву для дальнейшей эволюции в направлении академизации.

08 Мар 2023 в 20:37. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв