Просмотров 38

Однако, как уже было отмечено, активное освоение аккордеонистами области профессионального академического исполнительства было бы невозможным без того значительного интереса, который был проявлен к аккордеону со стороны профессиональных композиторов. После первых попыток привлечения аккордеона в сферу собственных творческих интересов со стороны выдающихся композиторов первой половины ХХ века А. Берга, П. Хиндемита и С. Прокофьева значительными достижениями на этом пути стали произведения композиторов зарубежных стран (А. Пьяццолла, Дж. Кейдж, И. Юн, М. Кагель, А. Нордхейм, Я. Тер Вельдгюйс, В. Германавичус и др.), России (С. Губайдулина, Э. Денисов, С. Беринский) и Украины (Е. Станкович, К. Цепколенко).

Специфика создания профессиональными композиторами репертуара для аккордеона состоит в тесном творческом взаимодействии с исполнителями, которые выступают полноценными соавторами оригинальных концертных композиций для аккордеона.

Готово-выборный аккордеон является инструментом, способным детализированно передать музыкальную ткань произведения. Ресурсами для такого звучания стали темброво-регистровая колористичность, возможность сочетания разнообразных тембров, фактурно-гармонический потенциал, расширенный за счет левой выборной клавиатуры, мелодичность, способность к непрерывному течению звука с точки зрения звуковысотных и метроритмических параметров. Многое сближало тембровое звучание аккордеона с органным звучанием.

Конструкция готово-выборного аккордеона позволяет использовать достижения современной техники композиции – серийный метод, сонористический и алеаторный приемы, способствует расширению возможностей образной сферы и обогащению стилистики оригинальных произведений для аккордеона.

Интересное направление современного исполнительства на аккордеоне представляет собой джазовая музыка. Артикуляционная, метроритмическая, динамическая свобода аккордеона позволяет реализовать разнообразные художественные намерения. Арсенал исполнительских возможностей академических музыкантов-аккордеонистов пополняется разнообразными приемами и средствами, включая, например, нетемперированное интонирование, что в целом в достаточной мере соответствует импровизационной сущности джазового исполнительства.

Изучение исторических процессов усовершенствования аккордеона, процессов внедрения данного инструмента в музыкальную культуру позволило прийти к выводу, что его успешной адаптации способствовали эволюционные преобразования конструкции, которые показали жизнеспособность аккордеона, его способность приспособления к условиям академического исполнительства, проявленные в соответствии с уже существующих музыкальных традиций.

Эволюция аккордеона представляет собой путь от венской двухклавиатурной гармоники с клавишным мануалом до современного многотембрового концертного инструмента, обладающего широкими исполнительскими возможностями. Утверждение в педагогическом процессе средних и высших музыкальных учебных заведений многотембрового готово-выборного инструмента, смелое расширение образно-художественных и стилистических горизонтов композиторского письма, заметное совершенствование исполнительского искусства отечественных баянистов-аккордеонистов – все это стало важными причинами количественного и качественного роста баянно-аккордеонной музыки и обретения ею статуса полноправного компонента современной музыкально-исполнительской культуры. Репертуар аккордеона постепенно эволюционировал от простейших бытовых мелодий до академических концертных жанров и форм, а исполнительское искусство аккордеонистов – от аматорского бытового музицирования до уровня академического исполнительского мастерства.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ / М. И. Имханицкий. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
  2. Мирек, А. Из истории баяна и аккордеона / А. Мирек. – М.: Музыка, 1967. – 195 с.
  3. Сташевский, А. Очерки по истории украинской музыки для баяна / А. Сташевский. – Луганск: Полиграфресурс, 2011. – 162 с.

 

Решетов А. В. Формирование репертуара для аккордеона в музыкальном искусстве ХХ века

В данной статье рассмотрен процесс эволюции аккордеона, его популяризации и демократизации в отечественной музыкальной культуре. Особое внимание автор уделяет специфике формирования оригинального репертуара для аккордеона, а также изучению тенденций его развития в современной музыке.

Ключевые слова: аккордеон, гармонь, баян, репертуар, музицирование, музыкальная культура.

 

Reshetov A. V. Formation of the Accordion Repertoire in the Music Art of the ХХ Century

This article deals with the evolution of the accordion, its popularization and democratization in the national music culture. The author pays special attention to the specifics of the formation of the original accordion repertoire, as well as to the study of its development in modern music.

Key words: accordion, accordion, button accordion, repertoire, music making, music culture.

08 Мар 2023 в 20:37. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв