Просмотров 103

УДК 788.6:016

Н. П. Йовса, С. Н. Йовса

Композиции, включенные в библиографию, представляют собой во многом неизученное дополнение к существующему репертуару кларнетиста. Цель данного исследования – создать, насколько это возможно, как для опытных исполнителей, так и для обучающихся ресурс, который станет хорошим подспорьем в выборе репертуара.

При отборе произведений мы руководствовались следующими критериями: идиоматическим успехом транскрипции, уровнем сложности и жанром каждой транскрипции. Идиоматический успех транскрипции связан с вопросами исполнительского дыхания, диапазона, аппликатуры и другими исполнительскими и техническими задачами. В библиографию включены только те фрагменты, которые транскрибируются таким образом, чтобы их мог успешно исполнять опытный кларнетист. Уровень сложности должен соответствовать концертному репертуару профессионального исполнителя. Наконец, объем данного проекта учитывает только опубликованные концертные произведения. Популярные песни, джаз и неопубликованные композиции нами не рассматривались.

Каждый образец включает следующую информацию: имя композитора, название произведения, исполнительский состав, имя транскриптора, издателя, инструментарий транскрипции и оригинала, уровень сложности и текстовой объем клавира и партии кларнета [3; 5]. Кроме того, в статье указаны страна и годы жизни каждого композитора перед записью аннотации, приведена краткая историческая, педагогическая и иная необходимая информация [7; 10]. Данное исследование впервые предоставит кларнетистам широкие возможности для того, чтобы почерпнуть информацию о транскрипциях для кларнета соло и кларнета с фортепиано эпохи барокко, что демонстрирует его актуальность.

Томазо Джованни Альбинони (итал. Tomaso Giovanni Albinoni, 8 июня 1671, Венеция, Венецианская республика – 17 января 1751, Венеция), Италия. Концерт ре минор, соч. 9 № 2. Транскриптор Бер Йосен. Моленаар Н. В., Голландия, 1966 г. Для кларнета си-бемоль и фортепиано (оригинал для гобоя, струнных и Basso Continuo). Исполнительский уровень – умеренно сложный. Клавир – 18 стр., партия кларнета – 4 стр. Альбинони известен своим инструментальным письмом, особенно многочисленными произведениями для гобоя. Этот концерт 1722 года является вторым из двенадцати. Состоит из трех частей: Allegro e non Presto, Adagio и Allegro. Диапазон и фразировка естественны для кларнета, вероятно потому, что произведение изначально написано для гобоя, инструмента с аналогичными проблемами дыхания и сопоставимым средним регистром к регистру кларнета. Кроме небольшого количества трелей в медленной части, есть несколько мелизматических украшений в стиле барокко. Нет никаких изменений из оригинальной партитуры для гобоя, и с этой целью партия кларнета транспонируется в ми минор, потому что он звучит в оригинальной тональности. Издание также включает транскрипцию для сопрано-саксофона, которая является точной копией партии кларнета.  

Жак Обер (1678–1748), Франция.

Ария и Престо. Транскриптор Джордж Уолн. Neil A. Kjos Music Co., США, 1940 год. Кларнет си-бемоль и фортепиано (первоначально для скрипки и клавесина). Исполнительский уровень произведения – средней сложности. Клавир – 7 стр., партия кларнета – 2 стр. Обер был известным парижским скрипачом и композитором. Данное двухчастное произведение отлично подходит для кларнетистов, желающих изучать мелизмы в стиле барокко, так как содержит фигурации мордентов, трелей и других украшений. Это отличное педагогическое произведение по той причине, что в нем не используется весь диапазон инструмента. Для кларнетиста, который хочет его исполнить, предварительное проигрывание может быть выполнено очень быстро и в темпе, создающем впечатление виртуозного и технически сложного произведения.

08 Мар 2023 в 20:39. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв