Просмотров 109

Largo и Presto. Транскриптор Гай Дангейн и Ивонн Деспорт. Жерар Бийодо, Париж, 1986 год. Для кларнета си-бемоль и фортепиано (первоначально для флейты с оркестром и скрипки с оркестром). Сложный исполнительский уровень. Клавир – 6 стр., партия кларнета – 3 стр. Это сборник, состоящий из двух переложений разных произведений Вивальди. Первое, Largo, помечено как сочинение из «Времен года» для скрипки; второе, Presto, взято из Концерта для флейты № 1. Это двухчастное произведение технически сложно, оно представляет художественный интерес как для зрителя, так и для исполнителя. Если придерживаться оригинального темпа, то вторая часть содержит чрезвычайно сложные артикулированные триольные пассажи. Другой сложный аспект данной работы связан с тембровым сочетанием оригинальных инструментов. Кларнетист должен имитировать звучание скрипки в первой части и тембр флейты во второй. Продолжительность звучания всей композиции длится всего четыре минуты, поэтому она может стать ярким вариантом для начального произведения в концерте или исполяться на бис.

Итак, наиболее очевидная мотивация для создания транскрипций произведений эпохи барокко заключается в том, что развитие кларнета проходило относительно поздно, и оригинальных ранних произведений, написанных для него, очень мало. Нынешняя востребованность барочных транскрипций, вероятно, частично объясняется негаснущей популярностью композиторов той эпохи, а характерные выразительные мелодии данного периода ярко и убедительно демонстрируют исполнительские средства и возможности игры на кларнете. Количество и качество транскрипций в статье указывает на важность их включения в стандартный канон педагогического репертуара кларнета. На наш взгляд, они могут стать постоянными составляющими репертуарных списков кларнетистов в сольных выступлениях.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барретт, Г. Кларнет в истории музыки [Электронный ресурс] / Г. Барретт. – Режим доступа: http://www3.niu.edu/music/barrett/Cl_history_surrounding_cl.htm.
  2. Браймер, Дж. Кларнет / Дж. Браймер. – Нью-Йорк: Schirmer Trade Books, 1976. – 259 с.
  3. Гиллеспи, Дж. Э. Трио Рида: аннотированная библиография оригинальных опубликованных работ / Дж. Э. Гиллеспи. – Детройт: Information Coordinators, Inc., 1971. – 84 с.
  4. Гулик, Г. Случай для транскрипций / Г. Гулик // Кларнет. – Т. 3, № 3. – С. 16–18.
  5. Гулик, Г. Музыка барокко для кларнетистов / Г. Гулик // Кларнет. – Т. 15, № 3. – С. 38.
  6. Джи, Г. Р. Конкурсанты-кларнетисты, 1897–1980 гг.: аннотированная библиография / Г. Р. Джи. – Блумингтон: Изд-во университета Индианы, 1981. – 118 с.
  7. Кеннеди, М. Краткий Оксфордский музыкальный словарь / М. Кеннеди. –
    4-е изд. – Оксфорд: Изд-во Оксфордского университета, 1996. – 815 с.
  8. Кролл, О. Кларнет / О. Кролл. – Нью-Йорк: Taplinger Publishing Company, 1968. – 183 с.
  9. Лоусон, К. Кембриджский справочник для кларнета / К. Лоусон. – Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1995. – 260 с.
  10. Хайм, Н. М. Литература для кларнета / Н. М. Хайм. – Хаятсвилл: Norcat Music Press,1984. – 86 с.
  11. Хинсон, М. Руководство для пианистов по транскрипциям, аранжировкам и парафразам / М. Хинсон. – Блумингтон: Изд-во университета Индианы, 1990. – 192 с.

 

Йовса Н. П., Йовса С. Н. Систематизация транскрипций концертного и педагогического репертуара для кларнета эпохи барокко

Данное исследование основывается на выборочном аннотированном очерке транскрипций для кларнета соло и с сопровождением фортепиано, опираясь на произведения композиторов эпохи барокко. Материал, представленный в статье, призван прежде всего помочь в выборе репертуара музыкантам – исполнителям на кларнете.

Ключевые слова: кларнет, транскрипция, транскриптор, барокко, мелизмы, артикуляция, бас континио.

 

Yovsa N. P., Yovsa S. N. Systematisation of Transcriptions of the Baroque Concert and Pedagogical Repertoire for Clarinet

This article is based on a selective annotated sketch of transcriptions for solo and piano-accompanied clarinet, based on works by Baroque composers. The material presented in the article is intended to help musicians — clarinet performers in choosing a repertoire.

Key words: clarinet, transcription, transcriptor, baroque, melismas, articulation, вasso сontinuo.

08 Мар 2023 в 20:39. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв