Просмотров 38

Перспективы распространения аккордеона в отечественной музыкальной культуре первой половины ХХ века в значительной степени объяснялись социокультурными условиями и потребностями в развитии массовой музыкальной культуры. Аккордеон широко использовался в сферах любительского и самодеятельного музицирования, и одним из наиболее распространенных жанров его бытования стала популярная эстрадная музыка. Первый концертный аккордеон появляется в советском эстрадном оркестре Бановича в 1928–1929 годах, на нем играл И. Тельнов. Широкую известность в 30–40-х и в послевоенные годы приобрели имена таких исполнителей, как Н. Минх, И. Гладков, А. Клейнард, Ю. Шахнов, М. Макаров, Е. Выставкин, Н. Глубоков, Э. Газаров, Б. Тихонов, В. Тамман, М. Двилянский и др., которые принимали участие, помимо сольных выступлений, в составе джазовых оркестров Л. Утесова, А. Варламова, А. Цфасмана, В. Кнушевицкого, М. Кадомцева и др. Учитывая популярность инструмента, было налажено серийное промышленное производство аккордеонов – впервые в 1936 году на фабрике «Красный партизан» в Ленинграде [2], затем в Москве, Калуге, Туле, Шуе, Новосибирске и других городах.

Огромную роль в художественной жизни страны аккордеон сыграл в годы Великой Отечественной войны, являясь, наряду с баяном, по существу, единственным многоголосным инструментом, отвечающим специфике музицирования в экстремальных условиях фронтового быта.

Процесс популяризации и демократизации инструмента в последующие десятилетия развивался весьма быстро и интенсивно. Этому во многом способствовало появление и широкое распространение инструментов зарубежных фирм, в том числе трофейных, а также становление самостоятельных центров промышленного производства аккордеонов. В 1950 году была выпущена усовершенствованная готово-выборная модель аккордеона, запатентованная мастером Глаголевым. В новой модификации получили воплощение последние достижения механики и акустической науки. Ее появление сыграло решающее значение для преобразования аккордеона из аккомпанирующего в сольно-концертный инструмент [2].

Направления развития аккордеона в отечественной музыкальной культуре второй половины ХХ века весьма разнообразны – от внедрения в систему профессионального музыкального образования до развития концертного филармонического исполнительства. Однако в начале 50-х годов происходит некоторое ограничение концертной деятельности аккордеонистов в связи с репутацией аккордеона как буржуазного инструмента и его широкой распространенностью в массовой музыкальной культуре зарубежных стран. Несмотря на это, популярность аккордеона не уменьшается, что приводит к организации специальных классов по обучению игре на этом инструменте. В конце 50-х годов такие классы открываются в детских музыкальных школах, в 60-х начинается преподавание в музыкальных училищах Москвы и Ленинграда, в 1965 году класс аккордеона впервые открывается в высшем учебном заведении – Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Открытие классов стимулировало появление специальной педагогической литературы: хрестоматий, сборников этюдов, пьес, произведений крупной формы и пр. (отметим, что первое руководство для ручной гармоники было издано в 1860 году). Появление профессионально подготовленных музыкантов-аккордеонистов способствовало существенному возрастанию уровня владения инструментом, повышению качества игры и закрепило переход аккордеона из среды любительского музицирования в профессиональную сферу. Укрепление позиций аккордеона в сфере академического исполнительства, в свою очередь, потребовало существенного преобразования концертного репертуара.

Первые оригинальные сочинения для готово-выборного аккордеона были написаны профессиональными исполнителями на народных инструментах (Е. Двилянский, А. Репников, Г. Шендерев, Н. Чайкин, Ф. Рубцов, К. Мясков, Б. Шишаков, А. Холминов и др.), которые хорошо знали технические возможности аккордеона и могли подчеркнуть их в своих сочинениях. Вместе с тем из-за отсутствия у этих музыкантов специальной композиторской подготовки часто страдала художественная сторона оригинального репертуара. Поэтому на начальных этапах развития академического исполнительства репертуар аккордеонистов составляли главным образом переложения и транскрипции классических произведений. Усовершенствованный инструмент обладал своеобразной динамической пластикой, особой интонацией, собственной художественно-образной палитрой, допускал освоение нового акустического пространства, реализацию новых звуковых возможностей, поэтому произведения музыкальной классики обретали новую жизнь.

08 Мар 2023 в 20:37. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв