Просмотров 295

В этом контексте также происходит взаимодействие двух разных ВР: кибернетической и художественной, но есть существенное отличие! Если фотограф следит за современными ему тенденциями развития киберпространства, если он способен задействовать определенные художественные и технологические приемы, если расценивает киберпространство как современную среду, тогда (уповая на правоту Гегеля) появляется шанс добиться в сетевом творчестве того эстетического феномена, который задумывался. Тогда фотография представляет саму себя, а киберпространство становится медиумом эстетических идей автора.

Сложность художественной фотографической деятельности в киберпространстве обусловлена рядом субъективных и объективных причин. Первая проблема – освоение специфических условий визуализации, которые характерны для киберпространства. Сюда включается не только фотосъёмка, специфическая обработка и оформление фоторабот, но и особенности информационного сопровождения. Традиционные для константной реальности формы подачи фотографического творчества совершенно неудовлетворительно презентуют его в киберпространстве.

Вторая проблема не менее серьезна. Опыт показывает, что всякий купивший фотокамеру стремится утвердиться именно в качестве фотохудожника. Это создаёт еще одну объективную сложность, ее можно сформулировать как «проблему иглы», иглы в стоге сена… Однажды автор этих строк призадумался: сколько фотоизображений человечество выдаёт на-гора? По самым скромным оценкам, на планете появляется не менее 60 миллионов фотоснимков в сутки. Их визуализация традиционным способом потребовала бы строительства не только новых фабрик по выпуску фотобумаги, но и фабрик по сжиганию фотографий, иначе планета давно покрылась бы слоем отпечатков, как полярными льдами. К счастью, мы этого не наблюдаем, и логично предположить, что жажда творчества и всеобщего признания заставляет «фотохудожников» отправлять свои творения в Сеть, где потенциальных зрителей намного больше. Бумага всего не стерпит, а вот кибернетическая ВР практически безгранична, она принимает все!

Весь этот «фотохлам» (включая настоящие плевелы фотографии, т. н. «selfie», при изготовлении которых любители этой практики иногда даже погибают) скапливается в Сети и повышает уровень информационного шума до немыслимых пределов. Означить себя как автора, а зрителю найти в этом мутном потоке нечто похожее на фотоискусство становится нетривиальной задачей. Художник и его зритель оказываются даже не на разных берегах потока информации – они оказываются на разных континентах и у разных мусорных свалок. Один пытается найти видное место для своего творчества, а другой безнадежно роется в куче карточек типа «я и памятник», «рассветов-закатов» и «кошечек». Информационный поток киберпространства создает не только широкие возможности коммуникации, но и значительные препятствия относительно целевых взаимодействий.

Представители живописи или скульптуры также могут пробовать творить в киберпространстве, опираясь на его свойства, но уж очень далек традиционный материал и метод скульптора от JavaScript, flash и других специфических выразительных средств Интернета (хотя уже есть наработки в области симуляции кинестетических рецепций, виртуальная скульптура – определенно дело неопределенного будущего). Интерактивное киберпространство уже осваивается динамическими и смешанными типами искусств. Достаточно широко представлено интерактивное телевидение, некие элементы сценической постановки в виде «флеш-мобов», видеопрезентации хореографических, песенных и других фестивалей. Набирают популярность интерактивные литературные или музыкальные импровизации и многие другие формы творческой реализации, органически связанные с пространством и специфическими свойствами кибернетической ВР.

В заключение необходимо отметить, что определенные формы художественной ВР (мифы, эпос, храмовый ритуал и пр.) способствовали формированию из стада гоминид цивилизации сапиенс. Новейшая кибернетическая ВР также обладает модернизирующим цивилизационным потенциалом. Учитывая темпы технологического развития материальной базы Глобальной сети и экспоненциальный информационный прирост, можно ожидать значительно более динамичного развития киберпространства, усиления его влияния на процессы образования и творческой реализации субъектов константной реальности.

Нож, огонь и ядерная энергия – поливалентны, точно так же необходимо понимать потенциал кибернетической ВР. С одной стороны, механистическое перенесение духовного и творческого наследия человечества в киберпространство может лишить нас (особенно грядущие поколения) прекрасного мира художественной реальности. С другой – новые формы творческой реализации в киберпространстве вполне могут развить личность как внутри, так и вне виртуальности. Возможно всё.

01 Мар 2016 в 09:06. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв