Просмотров 295

Чувственно-вещественная, или константная реальность является предметом философии много тысяч лет. В контексте данной статьи будем принимать её априорно, основываясь на философском наследии и повседневном опыте, условно говоря, это наша «привычная реальность».

Художественная ВР, по сути, является той эмоциональной и когнитивной реальностью, которая создаётся у зрителя, читателя или слушателя при контакте с вполне материальными продуктами художественной деятельности, принадлежащими константной реальности. Есть два непременных условия: автор способен передать в произведении свой эмоциональный посыл зрителю, а зритель способен и настроен на восприятие этого посыла. Художественная ВР проявляется исключительно в акте восприятия и «разрушается», когда этого восприятия нет. Говорить о «разрушении» – это лишь способ говорить. Художественная ВР просто не воссоздаётся в отсутствие субъекта воспринимающего. Оставаясь прочно связанным с константной реальностью через некие материальные объекты (книга, живописное полотно, скульптура и т. д.), процесс виртуализации художественной реальности в полной мере можно отнести к таинству. Этому таинству необходима высокая духовность автора произведения и сравнимая готовность к духовной работе со стороны зрителя. Гегель прямо пишет: «…искусство должно поставить в центре своих изображений прежде всего божественное начало», т. е. некий «Абсолют».

Кибернетическая ВР появилась относительно длительности цивилизационного процесса весьма недавно. Так же, как и у художественной ВР, у кибернетической есть вполне материальный базис (линии связи, сетевое оборудование, серверы и т. д.) и интеллектуальное наполнение (программное обеспечение, сетевой контент). Однако объектное наполнение уже созданной кибернетической ВР становится относительно независимым от субъектов константного мира. Однажды написанная и запущенная на сервере программа выполняет свою функцию воспроизводства кибернетической ВР вне зависимости от наличия или отсутствия воспринимающего субъекта. Субъект константной реальности больше не нужен как носитель духа и абсолютное условие для воспроизводства киберпространства. Более того, для актуализированной кибернетической реальности персона-спектатор (в терминах семиотики) из порождающей константной реальности не нужна, а забегая вперед, нередко уже спектатор демонстрирует зависимость от актуализации киберпространства.

01 Мар 2016 в 09:06. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв