Просмотров 101

Основателем теургической эстетики является В. Соловьев. Разработанная им на основе теории всеединства целостная философская система, понимание искусства в духе мистической «свободной теургии», преображающей мир на путях к его духовному совершенству, концепция художественного выражения «вечных идей» и мистическое понимание Софии как космического творческого принципа (софиология) легли в основу многих направлений эстетики ХХ века. Рассмотрим основные идеи теургической эстетики философа.

В своей работе «Философские начала цельного знания» Соловьев четко показывает место эстетического опыта в системе Универсума. Исходя из основных начал человеческой природы (чувства, мышления, воли), он выявляет три основные сферы общечеловеческой жизни: 1) сферу творчества (основанную на чувстве и имеющую своим предметом объективную красоту, которая состоит их 3 ступеней реализации – мистики (абсолютная ступень), «изящного художества» (формальная ступень) и «технического художества» (материальная ступень); 2) сферу знания, основывающуюся на мышлении и имеющую своим предметом объективную истину, ее три ступени – это теология, отвлеченная философия и положительная наука; 3) сферу практической жизни, основывающуюся на воле и имеющую своим объектом общее благо, реализуемую в «духовном обществе» или церкви, политическом обществе или государстве и экономическом обществе или земстве [7, с. 256]. При этом, по Соловьеву, наиболее важное значение имеет сфера творчества, а так как внутри ее первое место занимает мистика, то именно она является верховным началом всей жизни общечеловеческого организма, связанной с божественной жизнью. Творчество есть активная созидательная деятельность людей, непрерывно связанная с божественной сферой и ориентированная на воплощение красоты, осуществляемая на основе восприятия «высших творческих сил».

Далее Соловьев практически отождествляет мистику и искусство. Он подчеркивает, что в основе того и другого лежит чувство, а не деятельная воля или познание. Главным средством и то и другое имеют воображение, а не внешнюю деятельность и не размышление. То и другое опирается на «экстатическое вдохновение», а не на «спокойное сознание» [Там же, с. 263]. Таким образом, мистика представляет собой самую высокую ступень творчества и вообще человеческой деятельности.

Важным направлением теургической эстетики Соловьева была его софиология. В своем понимании Софии он опирается на библейские тексты, богослужебную и художественную практику православия, а также на свои поэтические интуиции. Говоря о красоте, философ наполняет ее (особенно в поздних работах) метафизическим и поэтическим смыслом, вытекающим из понимания Софии как Вечной Женственности и Премудрости. Именно Вечная Женственность как женское божественное начало является главным носителем «нетленного сияния красоты» в мире. Исследователи находят ряд противоречий в соловьевской софиологии, многозначность понимания этой категории, но в целом это диалектическое единение божественного и человеческого начала, воплощенное в идее красоты и мудрости. Софиология Соловьева была активно и творчески воспринята русскими мыслителями начала ХХ века, особенно П. Флоренским и С. Булгаковым, а последний фактически создал на ее основе неоправославное учение в духе религиозной эстетики. Таким образом, в эстетике Соловьева образ Софии занял главное место в качестве центрального творческого начала космогенеза и «вдохновительницы художественного творчества человека» как одного из участников глобального процесса [4, с. 75]. Эти онтологические основания эстетики Соловьева во многом объясняют постоянное внимание философа к искусству как некоему пути к свободной теургии.

19 Окт 2022 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв