Просмотров 156

Свободная теургия, по Соловьеву, есть новое органическое единство трех основных ступеней творческой сферы: мистики, изящных и технических художеств, направленное на созидание преображенной жизни, – объединение, осознанное и свободное, в отличие от первобытной теургии, когда обе низшие ступени еще не были выделены из мистики. Свободная теургия – это один из двигателей в реализации идеального социокосмического единства на основе сознательного высшего объединения внутренне самостоятельных и самодостаточных элементов творческой сферы. Теургическая эстетика для Соловьева была главным смыслом его философских рассуждений, смыслом телеологии человеческого бытия и оправдания жизни. Такое понимание теургии и теургического творчества нашло активный отклик как в среде символистов, так и у многих русских религиозных мыслителей начала ХХ века.

Итак, Соловьев приходит в своей эстетике к утверждению главной функции искусства, которую он обозначил как «свободную теургию», как активное преображение действительности в целях достижения положительного, или истинного всеединства. Отсюда вытекают три взаимосвязанные задачи искусства: 1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не могут быть выражены природой; 2) одухотворение природной красоты и через это 3) увековечение ее индивидуальных явлений [9, с. 84].   

Это своеобразная теургическая интерпретация классического эстетического принципа идеала как цели художественного творчества или – шире – развитие неоплатонической эстетики на новом витке знаний.

В целом теургическая эстетика Соловьева призвана реализовать его этику и гносеологию. Творческий потенциал человека, его художественно-эстетическая деятельность на основе положительного всеединства должна по-новому организовать «всю нашу действительность», что составляет главную задачу универсального творчества – свободной теургии, – призванного осуществить человеком божественной силы в реальном бытии природы [8, с. 352].  

Выход из кризиса бездуховности Соловьев видел в органическом всеединстве божественного, человеческого и природного начал, которое должно привести к идеальной гармонии и красоте, которую человек призван осуществлять своими руками в эстетической сфере. По Соловьеву, высшая цель искусства – преображение жизни и всего космоса, цель, выходящая за пределы традиционной эстетики, цель чисто теургическая.

Теургическую эстетику некоторые исследователи, сторонники концепции всеединства В. Соловьева, связывают с космизмом и называют ее «софийной эстетикой русского космизма», или «софиокосмизмом». Красота понималась этими мыслителями как высшая ценность, как сущностная составляющая самого Бога, как проявление Софии, или Премудрости Божией. Софийное восприятие красоты мира как Премудрости Божией создает божественное основание искусства и культуры. В русском космизме понятие «космос» рассматривается прежде всего в древнегреческом смысле понимания Космоса как высшего порядка, гармонии и красоты, проявленной в Божественном устройстве мира. По преданию, Пифагор был первым, кто «космосом», или «красотой мироустройства», назвал само мироздание, исполненное мудрой красоты. «В этом смысле русский космизм, вслед за греками, всегда есть космософия, где Космос постигается через Софию, а София через Космос. Так понимают мир и В. Соловьев, и П. Флоренский, и Н. Бердяев, и С. Булгаков, и многие другие русские философы и мыслители» [6, с. 92]. Итак, идеи софиокосмизма Соловьева становятся фундаментальной основой русского космизма и эстетики Серебряного века.

Существенный вклад в развитие теургической софийной эстетики внесли о. Павел Флоренский и С. Булгаков, прежде всего разработкой намеченных Соловьевым идей софиологии как важнейшего звена нового богословия, философии и эстетики.

19 Окт 2022 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв