Просмотров 165
УДК 18.75.01
Е. А. Капичина, А. В. Скубак-Залунина
В России рубежа XIX–XX веков преобладает интерес к различным философско-религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции. В истории русской культуры период конца XIX – начала XX века получил название «Серебряный век русской культуры». Хронологические рамки периода определяют по-разному, но если брать наиболее широкие, то их обычно ограничивают 1890–1930 гг.
Серебряный век – период расцвета русской духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Серебряный век – культура переходного периода, основанная на специфическом, часто трагическом мировидении, своеобразном восприятии мира и понимания человека, его места в мире. Это время поиска новых художественных форм, соответствующих новому мироощущению.
Можно назвать Серебряный век особой культурно-исторической целостностью, наполненной идеями русской философии. Характерной содержательной стороной русской культуры того времени являлись неприязнь к ценностям буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных устоев и предчувствие перемен.
Религиозная философия Серебряного века воплотилась в теургической эстетике, создавшей достаточно мощное направление, которое наиболее активно и последовательно развивали многие русские мыслители, начиная с В. Соловьева. Сюда можно отнести П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, так называемых младосимволистов (особенно активно А. Белый и Вяч. Иванов), использовавших понятие «теургия» для обозначения идеального эсхатологически ориентированного творчества.
В. Бычков называет эту эстетику теургической. В древности понятием «теургия» обозначалось сакрально-мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных действ. Позже это понятие вышло за рамки магических и мистических практик, перешло в употребление в контексте религиозной философии: теургическими стали называться отдельные тенденции богоискательства. Одной из главных линий данной эстетики стал эсхатологический подход к художественному творчеству, т. е. понимание художника как боговдохновляемого теурга, призванного выйти за пределы искусства и начать творить саму жизнь людей и всё бытие по эстетическим законам.
Идея теургии получила активное развитие в книге Н. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»: «Теургия – искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую. В теургии кончаются всякое традиционное искусство и литература, всякое разделение творчества; в ней завершается традиционная культура, как дело рук человеческих, и начинается «сверхкультура», ибо «теургия есть действие человека совместно с Богом, – богодейство, богочеловеческое творчество» [1, с. 283]. Теургия понималась Бердяевым в двух смыслах. В современном мире она реализуется в человеческом творчестве, одухотворяя культуру божественным веянием.
В современном научном дискурсе понятие «теургия» используется некоторыми исследователями для обозначения таких эстетических тенденций, как обращение к христианским традициям и призыв выйти за пределы искусства для изменения мира соответственно эстетическим законам.
С. Булгаков предпочитает трактовать понятие «теургия» в изначальном этимологическом смысле только как «богодействие», действие Бога в мире, хотя и совершаемое через человека и в человеке. Искусство же, в его понимании, есть чисто человеческое действие, антропоургия, или, точнее, софиургия (действие Софии в человеке). Теургия, по Булгакову, – это снисхождение Бога в мир, а софиургия – человеческое восхождение к небу с помощью Софии.
По В. Бычкову, «в теургической эстетике фактически выражена суть духовно-художественных устремлений того мощного направления в русской культуре первой трети ХХ века, которое мы называем Серебряным веком этой культуры» [4, с. 7]. Теургическая эстетика – это специфически русское явление, рожденное культурой Серебряного века. Это духовно ориентированная имплицитная эстетика, которая направлена на постижение и преображение человеческой жизни согласно эстетическим и религиозно-этическим законам в процессе особого художественного творчества, питаемого божественной силой.
19 Окт 2022 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.