Просмотров 294

В данной статье автором будет предпринята попытка изучить символические смыслы, рождаемые в глубинах средневекового города и нашедших визуальное воплощение в живописи художников Средневековья и Проторенессанса.

Прежде всего необходимо сформулировать основные принципы, которые дадут нам возможность подойти к пониманию средневековой городской культуры:

  1. Продолжая традиции Античности, культура этого периода прежде всего визуальна, а главное – архитектурна по своей сути, что обосновано наглядным типом мышления человека средневековья. Даже следующее за средневековьем Возрождение все еще отдает дань визуализации реального мира и философских идей гуманизма. В связи с этим скульптура, живопись, архитектура занимают ведущее место в искусстве по сравнению с музыкой и театром.
  2. Средневековое сознание и все формы бытия мифологичны и символичны по содержанию. Человек средневековья существует в пространстве мифа, соотнося свое реальное существование с ним.

Мировосприятие происходит только через знак и символ, что дает человеку возможность определить признаки и закономерности окружающего мира, воспринять его образы.

  1. Формирование города происходит не только на социально-экономическом уровне, но в большей степени как централизация общности людей, объединенных общей христианской духовной идеей. Центром средневекового города всегда является собор, вокруг которого образуется площадь – место, где происходит единение людей одной религии и веры. Неслучайно в этот момент истории появляется термин «loca sancta» (святое место) как обозначение собора или церкви. Только здесь пребывает Бог, и человек, ступив на святую землю, становится участником главного таинства и получает надежду приобщиться к божественному. Соборная площадь – сакральное пространство, символизирующее собой идеальный и гармоничный божественный мир, строго отделенный от всего мирского. Местом для светской жизни становится рыночная площадь, которая никогда не соединялась с соборной, как не могли соединиться два мира – божественный и реальный. Ярким примером служат соборные площади Эрфурта, Виттенберга, Кракова, Ростока, Парижа и других европейских городов.
  2. 14 Окт 2016 в 20:08. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

    Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв