Просмотров 75

Подчиняясь принципу маятника, который диктует метамодерн, появляется все больше современных режиссерских интерпретаций классических произведений. Режиссеры отходят от традиционных приемов и предпринимают попытки модернизировать сценическое пространство, перенести его в медиаплоскость, выразить идеи, заложенные в классической драматургии, не вербально, а при помощи символизма, абстракционизма, ломая привычное восприятие зрителей. В подтверждение этому луганский зритель смог увидеть комедию А. Островского «Лес» (режиссер – С. Васин), драму А. Чехова «Иванов» (режиссер – Б. Салимов).

Очевидно, что главная сила театрального искусства – возможность подарить зрителям чувство причастности к некоему общему действию, поделиться неповторимым живым опытом, задать правильный вектор для будущих поколений. Ярким примером подобных режиссерских задач является Луганский академический театр кукол, который в ситуации метамодерна приобретает новые черты и особенности. В этом театре в последние годы появляются не только спектакли, рассчитанные на детскую и подростковую аудиторию, но и спектакли для взрослых. В них затрагиваются современные остросоциальные вопросы, волнующие зрителя. Яркими примерами служат спектакль «Все лучшее – детям» (режиссер – В. Середа), где в легкой, метафоричной форме поднимается сложный вопрос абортов среди молодежи, спектакль «Станция» (режиссер – С. Тарасенко), где зритель вместе с героями имеет возможность порассуждать о силе собственных желаний, задуматься о вечном вопросе жизни и смерти.

Использование собственной оригинальной драматургии в некоторых спектаклях в последние годы является визитной карточкой Луганского академического театра кукол: «Колобок: хлебобулочное происшествие», «Забытые сны» (автор сценария и режиссёр – А. Малахов), сюрреалистический коллаж «Кот, который жил миллион раз» по мотивам сказки Э. Сано (автор сценария и режиссёр – А. Малахов) [3].

Сегодня четко различимы два полюса, на которых могут находиться современные театральные практики Луганска: 1) индустрия развлечений – в широком смысле (рок-концерт «У шлягеров рока нет давности срока», мюзикл «Новый год – от винта!», режиссер – А. Яворский); 2) интеллектуальная плоскость, сфера чистого искусства, где преобладают классические постановки («Чайка» А. Чехова, режиссер – А. Яворский, «Гранатовый браслет» А. Куприна, режиссер – Ю. Вологжанина). С одной стороны, режиссеры стремятся создать максимально подробный, реалистичный художественный мир, альтернативную реальность. С другой стороны, представители театра в условиях метамодерна стремятся открыть доступ своим зрителям к реальной жизни.

В контексте событий последнего времени в историческом разрезе и сложившейся социокультурной ситуации особо остро и болезненно стоит вопрос о формировании русской культурной идентичности в сфере театрального искусства. В период смены культурных эпох, самоопределения и идентификации, формирования национальных норм и ценностей принятие культурных традиций происходит под непосредственным влиянием искусства в целом и театральной деятельности в частности.

Деятельность луганских театров активно включена в этот сложный, многоуровневый процесс. Следом за литературой и философией театр, несомненно, ориентирован на поиск культурной идентичности, которая, в свою очередь, становится маркером эволюционирования жанров, форм, тенденций, репертуарной политики и идейного содержания. Находясь в процессе колебания, характерном для ситуации метамодерна, деятельность луганских театров актуализирует проблему русской идентичности через полярное разнообразие творческого продукта, а используя синтетические формы творчества – создает специфические способы репрезентации «русскости» в современной культуре.

19 Окт 2022 в 11:33. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв