Просмотров 72

При всей динамичности отдельных эпизодов и общего сюжета сериала такое композиционное решение создает по сравнению с претекстом ощущение бедности мира. У зрителя формируется убеждение, что, если бы не злодей Мориарти, жизнь была бы прекрасной и вся преступность исчезла бы. Таким образом, когда Мориарти устранен, сериал должен закончиться, поскольку зло побеждено и бороться гениальному сыщику больше не с кем. Чтобы сериал мог продолжаться, искусственно вводится новый персонаж с теми же функциями, и эта вне сюжетная мотивация ощущается зрителем как неестественная и до некоторой степени фальшивая. В претексте Шерлок Холмс сталкивается с разными злодеями, появляющимися от несовершенства человеческой природы, формируемых разными интересами живых героев, а не сверхзадачей продолжить повествование. За счет этого при всей простоте собственно криминальной и детективной составляющей рассказов Конан Дойля они создают для читателя богатый и разнообразный живой мир, который утрачивает свои краски, когда один из героев явно начинает жить не по своей воле, а по воле создателей сериала.

Итак, мы рассмотрели трансформацию основных персонажей претекста и двух современных сериалов о Шерлоке Холмсе. Механизмом трансформации выступает интертекстуальность, позволяющая связывать с помощью цитат разные тексты Конан Дойля и современные кинотексты. Кроме того, трансформация персонажей раскрывает изменения в мировоззрении западной культуры: рационалистический идеал эпохи Просвещения, еще живой и действующий в европейских культурах в конце XIX века, уже невозможен в культуре постмодерна. Рационализм в сериале вырождается в логическую игру, не имеющую нравственной составляющей, как это и произошло в ходе исторического развития в ХХ веке. В современных сериалах рационализм не может служить единственным путем к человеческому счастью и дополняется разными формами эмоционального воспитания Холмса, попытками преодолеть его эмоциональную отчужденность от других людей.

Персонаж доктора Ватсона феминизирован в американском сериале, но в целом в обоих сериалах сохраняются оригинальные черты претекста, по-разному акцентируемые: в одном сериале подчеркивается военное прошлое Ватсона, в другом – его профессия врача. Оба элемента имеются в претексте, хотя и играют там второстепенную роль.

В обоих сериалах Ватсон и Лестрейд (или функционально эквивалентные ему персонажи) приобретают детективное мастерство и перестают быть генераторами бессмысленных версий, оттеняющими гениальность главного героя. Теперь Шерлок Холмс оказывается в конкурентной среде, среди людей, обладающих детективными способностями и активно участвующих в расследовании. Это позволяет сделать каждую серию более динамичной, включая разные вероятные и интересные версии развития событий.

Наибольшую трансформацию претерпели два персонажа, маргинальные в претексте, – Майкрофт и Мориарти. По сравнению со своим братом Майкрофт в обоих сериалах выступает как эмоционально более сформированная личность и социально более адаптированный человек, кроме того, его принадлежность к спецслужбам становится двигателем сюжета всего сериала (в английской киноадаптации) или его части (в американской). Мориарти выдвигается на роль, отсутствующую в претексте, и в сериалах XXI века он выполняет функцию создания композиционного единства частей и целого, выступая как главный противник Холмса во всех важных делах. Даже после смерти или устранения Мориарти из сюжета он не исчезает окончательно, поскольку для продолжения сериала нужен функционально тождественный персонаж. Описанная трансформация является самой заметной по сравнению с претекстом. Такой персонаж-функция является способом прямого вмешательства автора в созданный им мир и порождает у зрителя ощущение неестественности происходящего, с которым зритель вынужден примириться, чтобы сериал продолжался.

08 Мар 2023 в 20:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв