Просмотров 71

Сериал «Шерлок» 2010 года выпуска режиссеров Пола МакГигана, Ника Харрана компании Hartswood Films, снятый для BBC Wales, основан на произведениях Конан Дойля, однако события разворачиваются в наше время [2]. В сериале «Элементарно» Роберта Доэрти события также переносятся в современность и разворачиваются в Нью-Йорке [1].

Перенос Шерлок Холмса в другое время посредством кино, синхронизация его с создателями фильмов практиковались в течение всего ХХ века, однако в сериале «Шерлок» впервые создается вселенная, где Конан Дойль не писал своих рассказов, а в литературе и кино Шерлок Холмс не существует [7, с. 134]. Тот же прием использован в сериале «Элементарно». Создается принципиально новая ситуация, позволяющая оценить трансформацию персонажа по сравнению с рассказами Конан Дойля.

Шерлок Холмс Конан Дойля представляет собой воплощение идеала рационалистической эпохи. Шерлок Холмс следует разуму и принципиально отказывает чувствам и эмоциям в доступе в свой внутренний мир. Этот идеал не всегда соблюдается на практике: дружба героя с доктором Ватсоном эмоционально очень сильно окрашена, также автор не раз показывает сочувствие Холмса маленьким людям, пришедшим к нему за помощью. В то же время в области должного рациональность героя является императивом его поведения. Этот конфликт между сущим и должным отражает реальные противоречия рационалистического мировоззрения, как оно расцвело в эпоху Просвещения, и торжества теории разумного эгоизма.

Разумный эгоизм предполагает, что, действуя в своих эгоистических интересах по законам разума, человек неизбежно придет к идее помощи ближним и христианскому милосердию, но без христианства. Исключение религии из мировоззрения представляется рационалистам эпохи Просвещения идеальным решением проблемы религиозного фанатизма, который в философии эпохи считался главным противником человеческого счастья. Отсутствие религиозного обоснования моральных норм в течение последующих столетий обернулось их полным разрушением. Наряду с этим априорное исключение религиозных идей из публичного обсуждения привело к самодеструкции разума [3, с. 171]. Шерлок Холмс Конан Дойля живет накануне ХХ века, когда эти процессы стали явными, привели к двум мировым войнам и созданию жестких систем идейного контроля и манипуляции, невозможных для церкви традиционного общества. Шерлок Холмс рассказов, как и его автор, еще могут сохранять иллюзию возможности и желательности существования разума без эмоций на благо человечеству.

Исторически описанный синтез был возможен в очень короткий период в рамках некоторых европейских государств накануне Первой Мировой войны. В настоящее время оба компонента мировоззрения не могут соединяться гармонично. Шерлок из английского сериала описывает себя как высокофункционального социопата. Он проводит расследования не для того, чтобы помочь окружающим, а единственно потому, что ищет увлекательные логические загадки для своего гениального ума. В сериале «Элементарно» безэмоциональность Холмса и его неспособность к эмпатии являются отдельной темой: это проблема, преодолению которой и Холмс, и Ватсон посвящают немало экранного времени. Холмс в американском сериале также находится в постоянном поиске сложных задач для своего ума, а его взаимоотношения с коллегами-полицейскими, отцом и братом остаются проблемными до конца сериала. Баланс разума и сострадания в современных сериалах уже не выдерживается, перевес в пользу разума оборачивается чистым эгоизмом, преодолеваемым с большим трудом с помощью любящих Шерлока людей, не разделяющих его рационалистические идеалы.

Образ доктора Ватсона в сериалах претерпел наиболее радикальную трансформацию. У Конан Дойля доктор Ватсон – ненадежный рассказчик, который часто вводит читателя в заблуждение, поскольку его вводит в заблуждение сам Холмс или по причине непонимания происходящего на его глазах. Ватсон в этой паре отвечает за эмоции, как Холмс за интеллект: в каждой ситуации доктор выдает эмоциональную реакцию, а детективных способностей у него нет. Ближе к оригиналу образ, созданный английскими кинематографистами. В сериале «Шерлок» подчеркивается военное прошлое Ватсона, его отвага и сноровка военного, а также его неспособность разгадывать детективные загадки. Полностью трансформирован образ доктора Ватсона в американском сериале. Джоан Ватсон – женщина, она врач без военного прошлого, и у нее отличные детективные способности. С Шерлоком Холмсом они дополняют друг друга не только статически, выполняя роль интеллекта и эмоциональности в общей системе, но и динамически – как Ватсон учит Холмса чувствовать, так Холмс учит ее мыслить и разгадывать детективные загадки. Этот динамический принцип взаимного обучения очень обогатил сюжет и позволил воссоздать рационалистический идеал не в единой личности Холмса, а в паре Холмс-Ватсон.

08 Мар 2023 в 20:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв