Просмотров 63

УДК 130.123

И. Н. Ермолаева

Среди категорий эстетики, приближающих к пониманию способов самовыражения и самоидентификации человека, особое место занимает феномен интонации. Эта категория проходит длительный процесс изменения терминологического назначения: от слова, обозначающего «общий тон песнопения», до большого раздела музыкознания и лингвистики – интонологии. Изменяется также и смысловая нагрузка категории интонации – от художественно-выразительного средства какого-либо вида искусства до онтологического основания искусства как объективированного выражения глубинного душевно-духовного бытия человека.

Актуальность данной статьи состоит в необходимости формирования теоретической платформы изучения интонации как первоосновы общего тонуса духовной культуры.

Итак, самые общие определения феномена интонации находим в словаре С. Ожегова. Интонация – это: 1) повышение или понижение тона голоса при произношении; 2) манера речи, которая выражает определенные чувства говорящего, тон; 3) точность звучания голоса при пении или музыкального инструмента во время игры [11, с. 224].

Такой трактовки феномена интонации придерживаются в основном ученые в области социологии, культурологии, лингвистики, психологии, психолингвистики, рассматривая его прежде всего как средство и способ выражения внутреннего мира человека, его уникальной внутренней позиции и отношения к внешним реалиям.

Особое значение категория интонации приобретает в эстетико-философских идеях. В Эстетическом словаре интонация – это «специфическое средство художественного общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звучащей (человеческий голос и голоса музыкальных инструментов) и зрительной (жесты, мимика, пантомимика) форме» [15, с. 114].

В истории философско-эстетической мысли категория интонации является собирательной. Прежде чем стать универсальной категорией, интонация «обрастает» спектром терминов, обозначающих как отдельные средства выразительности, так и онтологические основания взаимодействия человека с миром. Понятийный аппарат средств выразительности искусств в философско-эстетической мысли рождался постепенно, проходил путь от однозначности к универсальности.

Одним из наиболее перспективных вопросов понимания феномена интонации, на наш взгляд, является прояснение его глубинного онтологического смысла в мирочувствовании человеческого Я как квинтэссенции нахождения в нем эпохи, человечества, Мира. Обозначенная идея уходит корнями в древнегреческую философию, к первым попыткам прояснения эстезиса бытийного восприятия явлений мира и существования в нем человека, соотношения внутренних переживаний человека с окружающим его миром, Космосом, Богом.

У древних философов мы не обнаружили термина «интонация». Однако уже в то время мыслители выявили практически все средства выразительности звучания, через которые возможна характеристика феномена интонации, а именно: мелодика, гармония, звук, интервал, ритм, лад и т. д. У всех этих категорий один общий знаменатель, к которому сводились и из которого выводились все умозаключения. Речь идет о гармонии. Понятие «гармония» применяется не только в музыке как сущность отношений в искусстве в целом, но и в математике, физике и других естественных науках. Остановимся более детально на тех философских представлениях о гармонии, где присутствовала эстетическая идея и где можно увидеть приближение к очерчиванию интересующего нас феномена интонации.

Со времен пифагорейцев понятие «гармония» неизменно фигурирует во множестве философских учений. «Как общая категория гармония подразумевает силы скрепления, объединения, связывания, благодаря которым вещи вообще могут существовать и развиваться. В этом смысле справедливо утверждение древней пифагорейской философии о том, что без гармонии мир бы распался» [10, с. 52].

08 Мар 2023 в 20:48. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв