Просмотров 29

Далее обратимся к теме чувственного (эстетического) восприятия высотности звуков (тонов) и ритмов в трактате Цицерона «Оратор». Автор пишет: «Целый театр поднимает крик, если в стихе окажется хоть один слог дольше или короче, чем следует, хотя толпа зрителей и не знает стоп, не владеет ритмами и не понимает, что, почему и в чем оскорбило ее слух; однако сама природа вложила в наши уши чуткость к долготам и краткостям звуков, так же как и к высоким и низким тонам» [16, с. 173]. Философ подчеркивает связь интонаций (высокий, низкий тон, характер звучания) с тем откликом, который они вызывают у слушателей: «Ведь раз всякое искусство порождается природой, то, если бы оно не действовало на нашу природу и не доставляло бы наслаждения, оно ни на что не было бы годно. А от природы нашему сознанию ничто так не сродно, как ритмы и звуки голоса, которые нас и возбуждают, и воспламеняют, и успокаивают, и расслабляют, и часто вызывают в нас и радость, и печаль» [17, с. 197].

Обратимся также к трактату «О мире» Псевдо-Аристотеля, который, опираясь на труды Гераклита, указывает, что искусство, подобно природе, достигает гармонии, образует «согласие из противоположностей. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию. Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <…> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал» [8, с. 191]. Таким образом, в латинской литературе в трактатах о музыке гармонику называли наукой о звуковысотном строении музыки.

Итак, анализ античных философских учений, а точнее тех эстетических взглядов, в которых дается обоснование гармонии как главного принципа строения космического мироздания, позволяет определить ее (гармонию) как фундирующее онтологическое основание феномена интонации. Несмотря на то, что термин «интонация» в этих учениях еще не используется, из понимания гармонии были выявлены и описаны практически все средства выразительности звучания, используемые и в наше время. Среди них: тон как высота звука, мелодика, гармония, звук, интервал, ритм, лад и т. д. С опорой на эти категории в дальнейшем исследователи описывают сам феномен интонации как некий модус художественности, который связывает способ бытия эстетического объекта и экспрессию творческого акта эстетического субъекта.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев; под общ. ред. В. П. Шестакова. – М.: Музгиз, 1960. – 304 с.
  2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1 / ред. Ф. М. Асмус. – М.: Мысль, 1976. – 550 с.
  3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / вступ. И. Д. Рожанский. – М.: Мысль, – 613 с.
  4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4 / пер. и ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, – 830 с.
  5. Б. Л. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции / Б. Л. ван дер Варден. – М.: ГИФМЛ, 1959. – 460 с.
  6. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: [в 10 т.] / В. Г. Власов. – СПб.: Т. 3: Г–З. – 2005 (ГПП Печ. Двор). – 743 с.

7.                  Исидор Севильский. Этимологии, или Начала: в 20 кн. Кн. 1–3. Семь свободных искусств / пер. с лат. Л. Харитонов. – СПб.: Евразия, 2006. – 352 с. 8.                  Лебедев, А. В. Логос Гераклита / А. В. Лебедев. – СПб.: Наука, 2014. – 533 с.

  1. Маковельский, А. О. Досократики / А. О. Маковельский. – Минск: Харвест, 1999. – 784 с.
  2. Музыкально-теоретические системы: учебник для·историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Ю. Холопов [и др.]; [ред.: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова (отв. ред.)]; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. – М.: Композитор, 2006. – 631 с.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
  4. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Часть 1 / Платон. – М.: Мысль, – 685 с.
  5. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Часть 2. – М.: Мысль, – 685 с.
  6. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических космогоний до возникновения атомистики / А. В. Лебедев. – М.: Наука, 1989. – 576 с.
  7. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева [и др.]. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
  8. Cicero Orator / Cicero, Marcus Tullius. Collected works. Vol. 5. – Cambridge, 1971.– 529 р.
  9. CiceroDe oratore /Cicero, Marcus Tullius. Collected works. Vol. 3. – Cambridge, 1982. – 479 р.

 

Ермолаева ИН. К проблеме эволюции и генезиса звучащей интонации

В статье предлагается развернутый анализ философско-эстетических взглядов древнегреческих философов, в которых дается обоснование гармонии как главного принципа строения космического мироздания. Из понимания гармонии выявлены средства выразительности звучания (тон, мелодика, интервал, лад и т. д.), с опорой на которые становится возможным описание самого феномена «интонация».

Ключевые слова: интонация, музыка, гармония, звук, тон, эстезис.

 

Yermolayeva I. N. On the Evolution and Genesis of Sound Intonation

The article offers a detailed analysis of the philosophical and aesthetic views of ancient Greek philosophers, which give the justification of harmony as the main principle of cosmic universe structure. The understanding of harmony reveals the means of sound expression (tone, melody, interval, harmony, etc.), on the basis of which it becomes possible to describe the phenomenon of «intonation» itself.

Key words: intonation, music, harmony, sound, tone, aesthesis.

08 Мар 2023 в 20:48. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв