Просмотров 34

УДК 78.01

М. А. Андриенко, Л. А. Манасян

Непосредственным основанием для появления веризма (от ит. vero – истинный, правдивый) в музыкальной культуре стало яркое течение в литературе последней трети XIX века, во Франции получившее название натурализм, а в Италии – веризм. Его представители: Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи, Г. Деледда, Л. Пиранделло, М. Серао и другие – сформулировали основные принципы своего творчества в манифесте 1880 года. В него вошли такие принципиальные позиции, как изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к темным сторонам жизни сельских и городских бедняков, научный подход к изучению фактов, отказ от обобщений и обострений социальных противоречий [2].

Отчасти возникновение таких взглядов было обосновано социально-экономическими факторами, к числу которых можно отнести развитие капитализма, отток населения из сельской местности в города, а вместе с тем – низкий уровень жизни основной массы людей, что привело к многочисленным бунтам, забастовкам и росту террора. В 1870-е годы доминировали глубоко пессимистические настроения, обусловленные провалом романтически приподнятых демократических устремлений.

Целью статьи является определение и анализ жанрово-стилистических, исполнительских и интерпретационных особенностей итальянской оперы начала ХХ века.

Именно «открытие» новой, неприкрашенной Италии стало основанием для появления нового направления в литературе. Для веризма в литературе было характерно наследование таких принципов романтического направления, как народность, воинственный гуманизм, однако в целом веристы требовали правдивости в изображении жизни и человеческих чувств, изображения повседневности, воплощения образов людей заурядных, обычных. В отличие от представителей критического реализма, преследовавших похожие эстетические цели, веристы воплощали образы, полные открытых чувств, правдивые и одновременно демократичные.

Л. Капуан в своих работах («О современном театре» и «Очерки современной литературы»), которые стали концентрированным воплощением веристских принципов, сформулировал новые нормы прекрасного: прекрасным он считал то, что есть факт, а безобразное в действительности является поводом, толчком для создания прекрасного в искусстве. «Жизнь, жизнь, жизнь, и ничего больше! Если художник сможет показать живого человека, он дал то, что нужно. Только достоверность делает его прекрасным» – так отразил свою позицию Капуан [Цит. по: 1].

Произведения веристов были предельно достоверны с точки зрения описания бытовых условий, подробностей жизни человека, которая, по мнению авторов, определяет характеры персонажей. Наиболее оптимальной для воплощения таких описательных сюжетов и образов стала компактная и емкая форма новеллы, а характерной чертой литературного стиля стала объективность и беспристрастность. Писатели смело вводили в свой обиход диалектизмы, уличные выражения и народные обороты речи, что стало характерной чертой. Отражая в обобщенном виде некоторые национальные особенности итальянской жизни, проза веристов в то же время не смогла подняться до уровня обобщений, ярких драматических ситуаций и конфликтов, что стало ее недостатком.

На такой литературной почве стали появляться также и образцы оперного искусства, во многом копирующие не только особенности стиля и формообразования, но и основные принципы воплощения образов. Среди композиторов, творчество которых традиционно относят к веризму, можно назвать П. Масканьи, Р. Леокавалло, Дж. Пуччини, У. Джордано, Н. Спинелли, Ф. Чилеа, Ф. Альфано, Р. Дзандонаи. Именно в их творчестве сложились основные музыкальные принципы веристского оперного театра, который, в сравнении с оперной драмой Дж. Верди, обладал новыми специфическими чертами. Так, О. Левашова, характеризуя поствердиевскую оперу, отмечает: «На смену «высокому» герою пришел маленький, незаметный герой – простой, обыденный человек; на смену большой исторической трагедии – повседневная житейская драма; на смену пышному, грандиозному «постановочному» спектаклю (а этой традиционной импозантности, конечно, не лишены все оперы Верди, за исключением «Травиаты») – более компактная, сжатая и динамичная опера-пьеса, опера-новелла. Так родился веризм – новое направление в итальянском музыкальном театре, новая школа жизненной правды в музыке» [3, с. 14].

08 Мар 2023 в 20:50. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв