Просмотров 37

Оперный стиль У. Джордано базировался на достижениях, которые были осуществлены в творчестве композиторов так называемого «нового бельканто» (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти), в оперной реформе Дж. Верди и представителей веризма – Дж. Пуччини, Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Ф. Чилеа.

Вокальный стиль опер веристов также демонстрирует изменения и в музыкально-интонационном строе, и в технике пения. Как указывалось выше, веристская опера отходит от романтических традиций в плане выбираемых сюжетов (в отличие от подавляющего большинства исторических сюжетов в романтической опере, здесь доминируют обыденные темы, ситуации и страсти), поэтичности самого текста (доминирует простота и психологичность поэтического текста, что обусловило доступность и широкую популярность текстов первоисточников, часто в либретто используется прозаический текст), жанровой направленности (доминирование мелодрамы).

Если принимать во внимание указанные отличия, становится очевидно, что оперы веристов требуют новой исполнительской стилистики. Так, М. Черкашина-Губаренко указывает: «В операх Дж. Пуччини самую первую роль играет особая экспрессия вокального начала, взаимодействующая с эмоционально взрывным, насыщенным оркестровым звучанием» [4, с. 176]. Музыка требует от исполнителя декларирования, утверждения ярких и сильных эмоций, страстей. Поэтому вокалисты, впервые исполнявшие партии такого рода, в значительной мере отличавшиеся от элегантных партий романтиков, пели чаще всего громко. Технически это происходило благодаря искусственному усилению тембра, отсутствию легато, использованию вибрато. Первоначальной в такой партии является ее драматическая постановка, требующая большой гибкости во владении речевыми интонациями, что в конечном итоге влияет на интонирование ее нотного варианта. Кроме того, экспрессивный, многокрасочный и яркий оркестр также требует иного баланса в сочетании вокальной и инструментальной партий, большем форсировании звука, яркости эмоционального воплощения. Неотъемлемыми компонентами исполнительского стиля становятся rubato, portamento и другие романтические средства, в данном случае сознательно преувеличенные.

Отличительной особенностью вокального стиля является пение на предельных экспрессивных возможностях практически все время. Если в целом для классической, романтической мелодики типично волнообразное развитие, кульминация которого приходится на наивысшую точку – и, собственно, в ней и задействованы все максимальные возможности певца, в веристской мелодике каждая фраза требует психологической и выразительной интенсивности. Экстремальность и сила вокальной техники должна соответствовать силе эмоций, заложенных в тексте либретто и в музыкальном материале.

Органичного синтеза высшего вокального мастерства и актерского вживания в партию-роль достигли выдающиеся вокалисты, исполнявшие партии в операх У. Джордано: Э. Карузо, Т. Руффо и др.

08 Мар 2023 в 20:50. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв