Просмотров 40

Весь этот комплекс средств, эксплуатируемый во многих операх, вскоре превратился в штамп, из-за чего большинство указанных выше представителей данного стиля, начиная работать в нем, вскоре отходили от сложившихся канонов, синтезируя их с традициями романтического оперного искусства. Оперы Дзандонаи, Монтемецци, Масканьи, созданные в первые десятилетия ХХ века, испытывают влияние зарождающегося символизма и импрессионизма.

Как и в современной веристам позднеромантической и импрессионистической операх, особую роль играет оркестр, поражающий своей красочностью и яркостью. Большое значение приобретают дублировки, «уплотняющие» не только мелодический контур вокальной партии, но и ее эмоциональное содержание.

Среди характерных стилистических особенностей опер веристов необходимо отметить и значительное усложнение гармонического языка (отчасти – под влиянием импрессионизма). Сочетание гармонической остроты и мелодических элементов, характерных для общедоступных песенных бытовых жанров, стало специфической чертой, которая делает стиль веристской оперы ярким и в то же время узнаваемым.

Особый интерес представляет техника пения, свойственная сочинениям веристов. На протяжении нескольких столетий в Италии формировался виртуозный стиль пения, с легкой руки Дж. Россини получивший название bel canto. В XIX веке он достигает нескольких вершин своего развития, во взаимодействии певцов и композиторов рождаются новые, своеобразные стилистические особенности «прекрасного пения». На протяжении нескольких столетий формируется стиль пения, в котором доминирует закругленная, эстетически завершенная мелодия, требующая виртуозного технического исполнения.

В начале XIX века в понимании технологии и природы голоса произошли глобальные перемены. Из-за формирования регистрового микста и манеры прикрытия звука, индивидуальных у каждого исполнителя, во-первых, отделяются средние голоса (меццо-сопрано, баритон), а во-вторых, создается возможность придания каждому голосу определенной окраски – лирической или драматической – в зависимости от ситуации. Композиторы обращали внимание на исполнителя, индивидуальные свойства голоса, качества тембра, технические возможности передавать определенные эмоции. Кроме того, романтизм, появляющийся как новое направление искусства, принес с собой новые сюжеты (героические, исторические, историко-религиозные и т. п.) и новые оперные и вокальные амплуа. Если в эпоху раннего романтизма в творчестве Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини можно наблюдать расцвет наиболее техничного варианта бельканто, одной из наиболее сложных его форм, то в дальнейшем этот вокальный стиль в значительной мере трансформируется.

Так, в творчестве Дж. Верди можно говорить о драматическом стиле пения, который предполагает, наряду с техническим мастерством, драматическую игру, исполнение вокальной партии как сценического образа, что потребовало от певцов значительного пересмотра техники пения. На первый план выходит драматическое начало, а вместе с тем – требование психологической достоверности интонирования, что в первую очередь отразилось на типе мелодики, приобретшей более речевой склад, имитирование интонаций человеческой речи.

После Верди бельканто, по словам Л. Дмитриева, становится не просто техникой пения, но объединяющим представлением о певческом голосе, смысл которого – в совершенном владении голосовыми средствами, прежде всего кантиленой. Таким образом, в течение XIX века влияние классического стиля бельканто начинает постепенно эволюционировать, происходит смена классического вокального стиля на преимущественно фальцетный тип голоса у женщин и грудной – у мужчин.

08 Мар 2023 в 20:50. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв