Просмотров 29

В целом для древних греков «гармония» выступает как «категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы» [6, с. 35] – качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции. Понятие, близкое, но не тождественное красоте и пропорциональности.

Как и все древние греки, Гераклит считал, что символом и прообразом космической гармонии является гармония музыкальная, где законы построения мира идентичны музыкальным законам. По мнению мыслителя, именно музыка лучше всего иллюстрирует гармонию, царящую в космосе. Так, Гераклит видел гармонию (в понимании возникновения красоты) как внутренний, качественный закон развития природы в её единстве и борьбе противоположностей. Для осмысления идеи напряженности бытия философ использует два образа: натянутого лука и лиры, что означает «разную натянутость струн для извлечения из них звуков разной высоты». Из этих идей рождается идея возникновения и понимания тона как гармонии.

Отступив от генеральной линии размышлений, обозначим, что само значение слова «тон» этимологически связано с идеей натяжения и напряжения (древнегреческое слово tonos (teino) буквально означает «то, что натягивают или чем натягивают» – веревку, канат, струну). В современном греческом языке tonos – музыкальный лад, тональность.

В отличие от пифагорейцев, у Гераклита музыкальная гармония складывается из реальных звуков, а не из математически выверенных абстрактных чисел, и потому познается посредством слухового восприятия. «И природа стремится к противоположностям, и из них, а не из подобных [вещей] образует созвучие… Музыка создает единую гармонию, смешав в [совместном пении] различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие» [9, с. 148]. 

В своем трактате «О природе» Гераклит видит гармонию в сочетании «согласно разногласного, созвучно несозвучного». Кроме того, древнегреческий мыслитель утверждал, что «в мире существует единство, но это единство (гармония) образуется сочетанием противоположностей» [1, с. 135]. Аристотель в «Этике» («Этике Никомаха») приводит слова Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу» [4, с. 53].

Любопытны труды Эмпедокла о «мусических» искусствах: «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «О ритмах и гармонии», «О благозвучных и неблагозвучных буквах», где в своем учении об эвфонии (благозвучности) он определял гармонию как красоту слова, его звучание и значение, много и глубоко рассуждал о благозвучии человеческой речи, тонко оценивая каждый отдельный элемент речи в музыкальном отношении.

Философская школа Пифагора сформулировала идею о гармоничности мира, построенного на принципах соотношения противоположностей: «Бог положил числа в основу мирового порядка. Бог – это единство, а мир – множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях» [5, с. 132].

Исследователи-эстетики практически единогласно, обращаясь к теме гармонии, цитируют учение Пифагора о музыке, о математических законах гармонических соотношений в звуках. Используя специальный инструмент – монохорд, Пифагор определил зависимость длины струны и благозвучия интервалов, тем самым открыл математические связи между отдельными звуками. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Именно это открытие можно считать онтогенезом понятия интонации.

08 Мар 2023 в 20:48. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв