Просмотров 65

Говоря словами Б. В. Асафьева, сделаем следующий вывод: «Без гимнастики запоминания нет прогресса восприятия музыки и нет эволюции музыкальной культуры. А запоминание немыслимо без деятельности сравнения, различения и выделения звукосочетаний в процессе их чередования» [Там же, с. 21].

В отношении восприятия музыки слушателями очень важную роль играет исследование Т. Клифтона «Музыка как услышанное» [7]. В этой работе дается подробное рассмотрение проблем, касающихся целей и процессов феноменологического описания услышанной музыки. Клифтон полагает, что музыка с феноменологической точки зрения является не фактом, а смыслом, присущим людям. Иначе говоря, описание музыкальных явлений неотделимо от описания человеческого опыта в музыке.

Среди современных работ по феноменологии восприятия музыки важно отметить статью О. М. Мазаненко «Творческий горизонт слушательского сознания: эстетико-феноменологический аспект» [4]. Автор анализирует слушательское сознание через призму экзистенциально-духовной составляющей, а также характеризует интенции восприятия и воображения, подчеркивает особую значимость активной, творческой природы сознания реципиента. О. М. Мазаненко определяет феномен слушательского сознания как «со-бытийное понимание-переживание в пространственно-временном континууме музыкального бытия» [Там же].

В данной статье предлагается рассмотрение анализа практической работы со слушателями с позиции феноменологической редукции. Работа проводилась со студентами – магистрантами Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (направление – педагогическое образование, профиль – искусство и педагогика) в рамках практических занятий по дисциплине «Феноменология». Студентам было предложено прослушать неизвестное музыкальное произведение (был выбран «Вальс» А. С. Грибоедова). Задачей слушателей было проанализировать эту пьесу с позиции феноменологической редукции (центральное понятие феноменологии Э. Гуссерля) – совокупности различных редукций: феноменолого-психологической, эйдетической, трансцендентальной и интерсубъективной. Редукция в данной практической работе – главный инструмент для проникновения в глубокие слои опыта сознания человека. Обратимся для уточнения критериев феноменологической редукции к статье «Феноменология» Э. Гуссерля в Британской энциклопедии, а также к монографии профессора Р. А. Куренковой «Этюды к феноменологической эстетике музыки» [3].

Как пишет Э. Гуссерль, феноменологическая психология состоит из изучения своего личного «Я» и опыта других Я. Здесь же он говорит о таких понятиях, как «интенциональность» и «эпохе». Интенциональность есть направленность сознания человека, основа психического опыта. Психологи видят свой опыт в отношении с внешним опытом, но этот опыт не принадлежит к интенциональной «внутренней жизни». Исходя из этого, феноменолог должен практиковать эпохе – очищение феноменов от объективных позиций и суждений, касающихся объективного мира.

12 Июл 2021 в 12:50. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв