Просмотров 41

Все респонденты не любительски, а профессионально занимаются музыкой, и неудивительно, что именно музыковедческий специальный подход у них преобладает в процессе прослушивания музыки. На рационально-логическом и эмоционально-интуитивном уровне подготовленные музыкально слушатели редуцируют собственно музыкальные основания произведения и воспринимают особенности мелодии, ритмики, гармонии, фактуры, жанровости, композиционности, стиля и др. Результаты выявленных образовательных свойств типов феноменологической редукции показывают высокий уровень развития музыкального сознания слушателей, а следовательно, и мастерство педагогов, осуществляющих научно и методически грамотно музыкальную педагогическую деятельность.

По результатам проведенной практической работы можно сделать следующие выводы: особенно явно при восприятии музыки слушателями выделяются музыкальные основания художественного образа музыкального произведения. Это доказывает преобладание в процессе восприятия музыки собственно музыкальных оснований художественного образа музыкального произведения. Также можно отметить наличие изобразительных оснований. В воображении слушателей предстал сюжет, у каждого свой (гусары, сцена бала и др.), что говорит о способности музыки звуками изображать картины реальной действительности. Важно отметить мнение американского феноменолога Л. Феррары о том, что феноменологический анализ в музыке удовлетворяет важную потребность иметь дело с музыкой как звуком. Данный пласт музыкального значения не затронут традиционным и герменевтическим подходами [8, с. 28]. На наш взгляд, необходимо углублять феноменологическое исследование слушательского опыта, поскольку только данный метод позволит проникнуть в сущность феноменов восприятия.

Подведем итоги в данной статье. Восприятие и интерпретация слушателем музыкального произведения – это всегда активный процесс, активная деятельность, она является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем другим видам музыкальной деятельности. Практическая работа наглядно доказала идею Т. Клифтона о том, что музыка является смыслом, присущим людям, и этот смысл неотделим от описания человеческого опыта в музыке. Этим объясняется тот факт, что смысл услышанной музыки у каждого студента был свой.

В данной статье нас интересовало состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Б. В. Асафьев. – М.: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Гуссерль, Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии / Э. Гуссерль // Логос. – 1991. – № 1. – С. 12–21.
  3. Куренкова, Р. А. Этюды к феноменологической эстетике музыки: монография / Р. А. Куренкова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 200 с.
  4. Мазаненко, О. М. Творческий гризонт слушательского сознания: эстетико-феноменологический аспект [Электронный ресурс] / О. М. Мазаненко // Философско-культурологические исследования. – 2020. – № 8. – Режим доступа: https://fki.lgaki.info
  5. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. – СПб.: Ювента: Наука, 1999. – 606 с.
  6. Философия. Феноменология. Образование: коллективная монография / Р. А. Куренкова, Е. А. Плеханов, Е. Ю. Рогачева, А.-Т. Тименецки. – Владимир: ВГПУ, 2000. – 180 с.
  7. Clifton, T. Music as Heard: A Study in Applied Phenomenology / Т. Clifton. – Yale University Press, 1983. – 316 p.
  8. Ferrara, L. Philosophy and the analysis of music: bridges to musical sound, form & reference / L. Ferrara. – 1st ed. – Published by Excelsior Music Pub. Co., 1991. – 362 p.

 

Ушакова Д. А. Феноменологическая редукция в эстетике восприятия музыкального произведения

Статья посвящена вопросам слушательского восприятия музыкального произведения. Предложен феноменологический подход в целях выявления особенностей процесса восприятия. В статье дается описание практической работы со слушателями с позиции феноменологической редукции – совокупности различных редукций: феноменолого-психологической, эйдетической, трансцендентальной и интерсубъективной.

Ключевые слова: феноменологическая редукция, феноменологический анализ, музыкальное восприятие, интерпретация, художественный образ.

 

Ushakova D. A. Phenomenological Reduction in the Aesthetics of Perception of a Musical Work

The article is devoted to the issues of the listener’s perception of a musical work. A phenomenological approach is proposed in order to identify the features of the perception process. The article describes practical work with listeners from the standpoint of phenomenological reduction – a set of various reductions: phenomenological-psychological, eidetic, transcendental and intersubjective.

Key words: phenomenological reduction, phenomenological analysis, musical perception, interpretation, artistic image.

12 Июл 2021 в 12:50. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв