Просмотров 65

Второе прослушивание «Вальса» А. С. Грибоедова было ориентировано на идейно-образные представления. У каждого студента они отличались: кто-то представлял сцену бала, праздничное торжество, а у кого-то в сознании возникала картина с гусарами. Анализируя записи студентов, можно отметить, что в представлении каждого слушателя возникли разные музыкальные образы. Слушатели оценивают произведение с позиций собственных, субъективных ощущений, и каждый воспринимает музыку по-разному.

После проведения феноменолого-психологической редукции, заключившей мир «в скобки», внешнего мира для нас как бы не существует, и теперь нашей «действительностью» становится наш внутренний опыт, поле нашего сознания. После этого необходимо сделать само сознание предметом исследования.

Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции все еще ограничены реальным миром, так как субъект психической жизни по-прежнему мыслится как часть этого мира. Трансцендентальная же редукция ставит вопрос о том, что вообще есть сознание и реальный мир, «проявляющийся» в сознании, здесь мы выключаем не только внешний мир, но и внутренний, то есть эмпирическую субъективность. Как пишет Э. Гуссерль, на этом этапе «заключение в скобки» приходится не только на мир, но и на область «душевного». Таким образом, феноменолог производит редуцирование уже на психологически очищенную область субъективности к трансцендентальной.

Прослушивая произведение в третий раз, студенты описывали свой слушательский опыт через трансцендентальную редукцию. Большинство респондентов почувствовали усиление и «осязаемость» эмоций, а также утверждение в музыке вечных ценностей – любви, добра, счастья.

Четвертое прослушивание было направлено на выявление обобщенного опыта, который раскрывает интерсубъективная редукция. Интерсубъективность – это понятие, означающее особую общность, обобщенный опыт представления предметов. В этой позиции студенты отметили, что музыкальное произведение непосредственно и живо дает возможность представить человека своего времени, раскрыть мир его чувств. Также музыка дает ощущение эпохи, по жанру и характеру напоминает романсовую лирику XIX века.

Итак, на примере продемонстрированного феноменологического анализа «Вальса» А. С. Грибоедова можно утверждать, что студенты весьма живо и ясно восприняли музыкальное произведение. В силу своей опытности и подготовленности в музыкальной сфере они дали подробное описание своих переживаний и чувств от прослушиваемой музыки. Феноменологический анализ с позиций критериев психологической редукции был у данных студентов несколько схож: все отметили, что музыка легкая, светлая и воздушная, по форме лаконичная и довольно простая. Мнения разнятся, когда студенты описывают художественный образ, так как на этом этапе анализа они отстраняются от объективных «вещей» – от формы, ладо-гармонического строя, мелодии – и полностью сосредоточиваются на своих ощущениях. Таким образом, у кого-то в воображении возникла картина семейного праздника, у другого – горделивые гусары, а у третьего – сцена бала. Говоря о интерсубъективной редукции, отметим, что все студенты отнесли эту музыку к эпохе XIX века и были правы, это произведение действительно было создано в начале XIX века.

12 Июл 2021 в 12:50. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв