Просмотров 65

Таким образом, совершая феноменолого-психологическую редукцию, мы выключаем естественную установку: как бы заключаем мир и вещи в скобки, а также воздерживаемся от суждения об их физическом, «пространственно-временном существовании здесь» и направляем взор не на воспринимаемое, а на само восприятие (феномен, переживание сознания).

Методология феноменологического анализа музыкальных произведений была разработана в России профессором Р. А. Куренковой и ее коллегами из Русского центра феноменологии образования и эстетики В. А. Плехановым и Е. Ю. Рогачевой [6].

Феноменологический анализ музыки необходим, когда мы обращаемся к музыкальному произведению как к звуку во времени, поскольку традиционный музыковедческий анализ не затрагивает этот слой музыкального произведения. С точки зрения феноменолога музыка не является фактом. Она представляется как процесс мышления, конституированный всем человеческим существованием, опытом погружения в «звуковременной поток» музыки. В феноменологическом восприятии задействовано не только мышление, но и человеческое тело, душа, отражающиеся в слуховом опыте осознающего человека.

Вернемся к описанию практической работы со студентами. Им было предложено четыре прослушивания «Вальса» А. С. Грибоедова, после каждого студенты описывали свои переживания.

Первое прослушивание было ориентированно на эмоционально-эстетическое отношение к музыкальному произведению. Оно раскрывалось через психологическую редукцию. В своих описаниях студенты охарактеризовали музыку как светлую, жизнерадостную зарисовку с легкой мелодией и воздушным аккомпанементом, указали на ощущение легкости и тепла от прослушивания. Многие студенты верно определили жанровую принадлежность, время создания (XIX век) и форму (фортепианная миниатюра в простой трехчастной форме).

Наиболее разнообразные ощущения студенты описывают с позиции эйдетической редукции. Эйдосом, по Гуссерлю, является «чистая» сущность. «Феноменологическая психология может быть очищена от всех эмпирических и психофизических элементов, но, будучи таким образом очищенной, она не может получить доступ к „обстоятельствам дел” („matters of fact”). Любое замкнутое поле может быть рассмотрено в отношении его „сущности”, его эйдоса, и мы можем пренебречь фактической стороной наших феноменов и использовать их только как примеры» [2, c. 12–13]. Эйдетическая редукция – это очистка феноменов сознания от фактичности. Феноменолого-психологической редукция очищает феномены от внешней реальности, превратив их в переживания сознания, однако они остались фактами сознания, реальностями сознания.

12 Июл 2021 в 12:50. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв