Просмотров 15

Однако более внимательный анализ показывает, что перформанс вполне может реализовываться в рамках процедуры судебного процесса, трансформируя его в художественно-эстетическое действие. Очевидным примером такого воздействия перформанса на судебный процесс является ситуация, сложившаяся в ходе рассмотрения Федеральным окружным судом Центрального округа Иллинойса (США) так называемого дела «Чикагской семерки». Данный судебный процесс проходил в 1969–1970 гг. Подсудимыми по делу оказались семь лидеров различных молодежных движений: Эбби Хофман, Джерри Рубин, Том Хейден, Ренни Дэйвис, Дэвид Деллиндера, Ли Вайнер, Джон Фройнс, против которых было выдвинуто обвинение в организации бунта. Поводом для обвинения послужило активное участие подсудимых в молодежных протестных акциях в Чикаго в августе 1968 года.

В ходе данного судебного процесса, несмотря на всю серьезность предъявленного обвинения, подсудимые целенаправленно демонстрировали специфические образы, жесты, звуки, т. е. элементы, посредством которых реализуется перформативная практика. Осознав, что судебный процесс получит широкое освещение в средствах массовой информации, подсудимые использовали его в качестве способа выражения своих культурно-мировоззренческих идей и их трансляции на территории всей страны. «Они хотели превратить суд в развлекательный театр, чтобы получить максимум внимания в прессе» [8].

Действия подсудимых в рассматриваемом судебном процессе могут быть интерпретированы и оценены по-разному. В том числе не исключена оценка их действий как банального хулиганства. Однако нам представляется необходимым рассматривать всю совокупность действий подсудимых в рамках обозначенного судебного процесса как реализацию перформанса. При этом в качестве аудитории такого перформанса использовались многочисленные зрители, наблюдавшие за судебным процессом как непосредственно в зале судебного разбирательства, так и через ресурсы СМИ, освещавших данный процесс. Ритуальность нашла свое выражение в использовании символики популярной тогда в среде молодежи идеологии хиппи. Базовой стратегией перформанса выступила публичная репрезентация символов, знаков, мировоззренческих установок, характерных для молодежной культуры США 60-х годов. Таким образом, все определенные Р. Шехнером отличительные характеристики перформанса в рассматриваемом случае присутствуют.

В свою очередь нацеленность подсудимых на реализацию перформанса являлась неслучайной и представляла собой способ специфический защиты от предъявленного обвинения. Дело в том, что своего рода краеугольным камнем данного судебного разбирательства выступал вопрос о способе восприятия действий подсудимых, послуживших основанием для предъявления им обвинения. Прокуратура и председательствующий судья рассматривали действия подсудимых исключительно в контексте традиционных культурных представлений и ценностей, что предопределило отношение к подсудимым исключительно как к хулиганам, нарушающим нормы закона и морали, подрывающим основы государства. Сторона защиты настаивала на необходимости учета мировоззренческих и культурных представлений подсудимых, в контексте которых их протестные акции воспринимались как способ культурно-эстетического самовыражения. Именно в данной части проходила черта, отделяющая возможность восприятия действий подсудимых в качестве преступления от восприятия их в качестве социокультурной акции. Осознавая это, сторона защиты просила суд разрешить опросить кандидатов в присяжные заседатели об их культурных предпочтениях в целях выяснения их отношения к молодежной культуре того времени и к ее наиболее известным деятелям, например к таким, как Дженис Джоплин и Джими Хендрикс [Там же]. Таким образом, сторона защиты предполагала выявить тех членов коллегии присяжных заседателей, культурные предпочтения которых препятствовали объективной оценке действий подсудимых. Судом в проведении такого опроса было отказано. Тем самым председательствующий судья предпринял попытку сохранить развитие судебного процесса в рамках привычного для него формально-юридического дискурса и исключить возможность рассмотрения действий подсудимых в каком-либо ином контексте.

09 Апр 2022 в 10:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв