Просмотров 73
УДК 001.892
З. В. Инжиевский
Из всего многообразия существующих на данный момент картин периода Арс Нова творчеству Яна ван Эйка достаточно точно атрибутируется не менее 23 полноценных работ (в том числе комплексных, но без учета иллюминированных рукописей), еще 11 работ специалисты относят к его творчеству с большой долей вероятности. В нашей стране творчество ван Эйка было представлено единственной работой – «Благовещение», приобретенной в 1850 году Николаем I у короля Нидерландов Вильгельма III и уже в Эрмитаже переведенной на холст. Однако в 1930 году полотно в рамках акции по «распродаже вещей из музейных коллекций для финансовой поддержки индустриализации» [4, с. 266] было продано американскому коллекционеру Эндрю Мэллону и с 1937 года находится в Национальной галерее искусств г. Вашингтона [1]. Таким образом, проблема изучения наследия раннефламандского художника-новатора в России решается в основном за счет описаний, составленных специалистами, и проектов, специализирующихся на внедрении современных технологий.
Натекущий момент самым значимым примером практической реализации применения современных технологий к академическому исследованию творческого наследия Яна ван Эйка является проект бельгийского Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA, Брюссель) VERONA [2].
Являясь знаменитым художником еще при жизни, Ян ван Эйк подписал и датировал не менее девяти своих работ, в основном оставив надписи на оригинальных рамах. Вообще, факт визирования картин является нетипичнымдля позднеготических мастеров, подавляющее большинство произведений XV века датируются на основе результатов исследований с применением различных методик, и лишь немногие работы можно отследить по архивным документам. Наличие такого количества подписанных самим автором произведений вдохновило ранних искусствоведов на создание на основе метода сравнения корпуса картин, приписываемых художнику. Позже эти результаты неоднократно пересматривались и дополнялись новыми научными исследованиями, появлялись новые методики датирования и исследования, что наиболее полно представлено в проекте VERONA, где были проведенысовременные научные исследования на основе методов микроскопического исследования, датирования на основе дендрохронологии с современными калиброванными таблицами; произведен анализ образцов краски и поперечных срезов; выполнены инфракрасная рефлектография, рентгенография и макросъемка. Экспертизы проводились одновременно с реставрацией и консервацией произведений. Этот масштабный проект осуществлялся на базе различных учреждений с различным оборудованием, но в тесном информационном и экспертном контакте.
Одна из ключевыхпроблемсравнительного исследования творчества художников, писавших работы разного размера (особенно это касается средневековых мастеров), заключается в том, что стилистические сравнения, проводимые на основе фотографий, реплик, репродукций и копий, не учитывают разномасштабности и различия в физическом состоянии произведений. Эта проблема в контексте творчества Яна ван Эйка также была преодолена проектом VERONA благодаря современной глубокой реставрации всех изображенийи макросъемке (подробнееоб этом будет сказано ниже). Таким образом, результаты более ранних научных исследований необходимо переосвидетельствовать в свете технологических достижений последнего десятилетия. Авторы проекта VERONA, опубликовав всю новую документацию в открытом доступе, приглашают ученых и исследователей мирового научного сообщества к проведению объективных сравнений на основе стандартизированных высокотехнологичных изображений. Это вполне может привести к пересмотру корпуса работ художника.
08 Мар 2023 в 20:25. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.