Просмотров 106

УДК 78.01

В. А. Алексеева, В. А. Кабанова

К. Д. Бальмонта и С. С. Прокофьева связывает многое. Они были хорошими друзьями, имели общие эстетические взгляды, общие творческие устремления.

Творчество К. Д. Бальмонта привлекало многих композиторов и исполнителей. На его поэтические тексты было написано огромное количество сочинений. Его поэзия по-особому многопланова по содержанию, существует множество вариантов ее интерпретации. Каждый композитор воспринимал стихи К. Д. Бальмонта по-своему, находя нечто родственное себе.

Сам же поэт не всегда видел эту созвучность. Исключением является его творческое взаимодействие с С. С. Прокофьевым. В музыкальном плане К. Д. Бальмонту был близок А. Н. Скрябин, у которого мы, однако, не найдем музыки, сочиненной на стихи данного поэта, они не взаимодействовали непосредственно. В то же время С. С. Прокофьев создал значительное количество сочинений на стихи К. Д. Бальмонта.

Целью статьи является анализ главных особенностей музыкальной драматургии вокального цикла С. С. Прокофьева «Пять стихотворений К. Бальмонта», op. 36.

Композитор и поэт познакомились в 1916 году на приеме у знаменитого оперного певца И. А. Алчевского. К. Д. Бальмонт тогда восхитился страстью и лиризмом, а также яркой образностью музыки С. С. Прокофьева, отметив его «Сарказмы». Именно в этот вечер началось их творческое сотрудничество [3].

И С. С. Прокофьеву, и К. Д. Бальмонту был не чужд некий мистицизм; для композитора это выступало определенным проявлением незримого астрального мира (как и у А. Н. Скрябина). Этот мир в его творческой фантазии порой как будто достигает осязаемости.

9 августа 1917 года, через год после знакомства, поэт посвящает композитору первое стихотворение под названием «Ребенку богов, Прокофьеву», а в 1921 году – еще одно. К. Д. Бальмонт очень высоко оценивал талант С. С. Прокофьева, который, в свою очередь, вдохновлялся его поэзией на новое творческое видение.

Вокальный цикл С. С. Прокофьева «Пять стихотворений К. Бальмонта», op. 36 выполнен в необычном жанровом решении: части цикла написаны в виде стихотворений с музыкой. Данный жанр сформировался к концу XIX века, но популярным стал лишь в начале следующего столетия. К слову, он и в настоящее время достаточно популярен.

Рассматриваемый жанр привлек внимание С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева. В творческом наследии всех этих композиторов есть вокальные циклы, написанные в жанре стихотворений с музыкой. Позже, во второй половине XX века, к данному жанру обратились Д. Д. Шостакович, В. А. Гаврилин, Р. К. Щедрин и др. В современной вокальной музыке XXI века следует отметить имена В. В. Рябова, В. А. Вишневского, Г. П. Дмитриева.

В целом указанный жанр мало изучен, хоть и достаточно популярен. Жанровые признаки стихотворения с музыкой схожи с жанровыми признаками романса. Однако в плане музыкального языка стихотворение с музыкой отличается от классического романса, так как музыка в нем всецело подчинена слову.

08 Мар 2023 в 20:27. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв