Просмотров 239
Поэтические тексты для данного музыкального жанра в большинстве своем предоставляли поэты-символисты. Некоторые из них специально сочиняли стихотворения для конкретного композитора и публиковали их в журнале «Музыка» [2]. К таким образцам относится вокальный опус С. В. Рахманинова № 38, в котором представлены вокальные композиции на стихи А. А. Блока, А. Белого, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта.
Творчество поэтов-символистов раздвинуло границы образной сферы поэзии в целом. Они проводили эксперименты со словом, воспринимали его крайне детально, расширяли фонетику и лексику поэзии, прислушиваясь непосредственно к «музыке речи» [2, с. 304].
Далее рассмотрим подробнее, как рассматриваемый жанр претворился в камерно-вокальном наследии С. С. Прокофьева на примере его вокального цикла на стихи К. Д. Бальмонта.
В данном жанре композитором выполнен целый ряд камерно-вокальных сочинений: цикл «Пять стихотворений А. Ахматовой», Два стихотворения для женского хора и оркестра, op. 7 на слова К. Д. Бальмонта, Два стихотворения для голоса и фортепиано, op. 9 на стихи А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта, Пять стихотворений для голоса и фортепиано, op. 23 и пр. [4].
Рассмотрим и проанализируем с точки зрения драматургии и музыкальной интерпретации его вокальный цикл op. 36 на стихи К. Д. Бальмонта.
Поэт всегда стремился к тому, чтобы его стихотворения «звучали» как музыка. Его имя связано с появлением жанра стихотворения с музыкой в отечественной музыкальной культуре. Данный факт рассматривает в своей диссертации Л. И. Будникова [1].
Вокальный цикл С. С. Прокофьева op. 36 на стихи К. Д. Бальмонта вышел в свет во Франции в 1921 году, в период активного общения с поэтом. В данный период оба они жили всего в нескольких километрах друг от друга. Для создания цикла были избраны как старые стихотворения, так и только что написанные («Бабочка»). Свой вокальный цикл композитор посвятил супруге – певице Лине (Любере) Прокофьевой, которая впервые его и исполнила. В цикл вошли пять стихотворений: «Заклинание воды и огня», «Голос птиц», «Бабочка», «Помни меня (малайский заговор памяти)» и «Столбы».
К раскрытию идейно-образного содержания стихотворений С. С. Прокофьев подошел очень детально. Каждое из них уникально в идейно-образном отношении. Рассмотрим данные произведения подробнее.
Первый номер цикла – стихотворение под названием «Заклинание воды и огня». Оно раскрывает слушателю образы умиротворения, спокойствия, тишины, воды и огня и природы в целом. Здесь часто повторяются такие словосочетания, как «иди тихонько», «тот, кто-то», слова «свети», «следи». Они привносят в образ некую особую «заклинательность».
Второй номер цикла – стихотворение «Голос птиц». Здесь мы также видим образы природы и слышим пение птиц. Немаловажен в данном стихотворении образ любви.
Третий номер цикла – стихотворение «Бабочка». Внутренне данное сочинение достаточно контрастно: здесь представлен образ порхающей бабочки с желтыми крылышками в противопоставлении темноте ночи и «душе, рассеченной мечом».
Четвертый номер цикла – стихотворение «Помни меня». Это малайский заговор памяти. Оно не такое светлое по настроению, как первое. Здесь представлены образы домашнего очага, семьи, природы. Повтор слов «вспомяни, вспомяни, вспомяни!» привносит в сочинение особую эмоциональность. Здесь есть также обращение к религиозным и философским образам – душе, любви, времени.
08 Мар 2023 в 20:27. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.