Просмотров 179
Если рассмотреть поэтический материал номеров цикла относительно формы, мы видим, что практически каждое стихотворение выполнено в сложной трехчастной форме, с чертами рондальности и строфичности (за исключением третьего номера, который выполнен в контрастной двухчастной форме).
Что касается «Бабочки», в плане его строения важно понимать, что в драматургическом отношении он является связующим между первыми двумя и последними двумя номерами. И если первые два номера рисуют нам образы светлые, то последние два по настроению достаточно сумрачны. «Бабочка» – переходящий номер в своем драматургическом значении. Этим и обусловлено его строение.
В рассматриваемом вокальном цикле большое значение имеет остинато – различные повторы в тексте и музыке. Это относится и к поэтическому тексту, и к музыкальному материалу.
Как пример, в первом номере цикла несколько раз повторяется фраза «Иди тихонько», в музыке на эти слова мы видим соответствующую ритмически остинатную фигуру.
Во втором номере цикла также присутствует остинатное мелодико-ритмическое движение. Это продолжающаяся пульсация шестнадцатыми длительностями, представленная различными ритмическими группировками.
Фортепианная партия третьего номера цикла («Бабочка») основана на органном пункте. В аккомпанементе также присутствуют остинатное движение восьмыми длительностями, длинные залигованные аккорды (в особенности во второй части пьесы).
В четвертом номере цикла («Помни меня») присутствует органный пункт в партии аккомпанемента, а также повторы отдельных фраз (очень похожий на рефрен).
В последнем, пятом номере цикла присутствуют остинатные повторы трех различных видов. На границах разделов мы видим повторяющиеся четвертные длительности; на протяжении всей пьесы возникает остинатная пульсация шестнадцатыми длительностями; часто встречается повторяющееся движение пунктирными ритмическими фигурами и синкопированный ритм.
Прием использования остинато в музыке в данном вокальном цикле является условием, определяющим сквозное развитие. Именно этот элемент объединяет все пять пьес в единый цикл, в единую форму.
Немаловажную роль играют в произведении ладовые решения. Ладовые изменения, например во втором номере цикла «Голос птиц», создают своеобразный эффект, когда музыкальная интонация словно плавно скользит, как человеческая речь с множеством ее оттенков. В данном номере происходит поочередная смена тональностей E-dur и Es-dur.
08 Мар 2023 в 20:27. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.