Просмотров 45

Портрет как жанр живописи часто не позволяет художнику в полной мере использовать желаемые средства выразительности и приемы художественного оформления. Свобода творчества автора ограничена некими «обязанностями» его перед моделью, необходимостью учета пожеланий заказчика, результатом чего становится сдержанность в художественном осмыслении образа. Представители знатных сословий, которые выступали заказчиками собственных портретов, могли диктовать художнику свои условия. Автор нес ответственность перед заказчиком и далеко не всегда мог позволить себе отобразить в работе всю полноту личности модели, не говоря уже о своем собственном отношении к портретируемому. Другое дело – крестьянские портреты, в которых художник мог наглядно показать черты, присущие и конкретному человеку, и всему социальному классу, а также выразить с помощью художественных средств свое личное мнение о людях обозначенного социального слоя. Именно в крестьянских портретах в первую очередь нашла отражение тенденция к типизации образов, к отображению в портрете конкретного человека обобщенных черт, присущих всему социальному классу.

Известно, что для портрета Ф. А. Малявина «Старуха» художнику позировала его соседка Д. И. Татаринцева. Специфичность черт лица не позволяет сомневаться в реалистичности изображения и его соответствии натуре. При этом подчеркнуто морщинистое лицо и натруженные руки явно выражают стремление художника показать не индивидуальные черты женщины, а тяжесть повседневного физического труда представителей крестьянства. Именно на лице и руках портретируемой художник делает акцент, заставляя их контрастировать по цвету с соседними элементами композиции, в то время как одежда женщины вторит фону полотна. Подбородок модели приподнят, поза уверенная и твердая, невзирая на возраст и пережитые трудности судьбы, что говорит о несгибаемом характере представителей обозначенного общественного класса. Следует отметить, что фигура сдвинута в сторону относительно геометрического центра холста, таким образом, автор все же подстраивается под экспериментальные тенденции своей эпохи.

В портрете Л. А. Бруни «Крестьянка», написанном в 1916 году (на 18 лет позднее вышеупомянутой работы Малявина), ярко выражены крупные цветовые блоки, лишенные сложных оттенков. Одежда и головной убор модели показаны практически схематично, при этом очевидна индивидуальность черт лица. По словам супруги художника, сезонную работницу, позировавшую для портрета, звали Анастасия. Кроме портретного сходства стоит отметить внутреннее спокойствие героини, серьезное отношение к жизни и труду, некую суровость в ответ на трудности судьбы, чувство собственного достоинства, несмотря на достаточно юный возраст, – черты, присущие молодым крестьянским девушкам в целом. Автор использовал цветовые контрасты, чтобы подчеркнуть стойкость характера своего персонажа. С одной стороны, теплые оттенки, выбранные художником для изображения лица модели, свидетельствуют о личном восприятии автором крестьянских девушек. С другой стороны, контраст теплых оттенков кожи и холодных тонов ткани подчеркивает наличие радушной русской натуры за твердым, закаленным характером.

В работе В. Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богданов» очевидно портретное сходство с моделью – индивидуальные черты внешности (разрез глаз, очертания скул и т. д.) тщательно прописаны. Просматривается и субъективное отношение автора к модели, в частности в выборе теплых природных оттенков, в присутствии на картине предметов крестьянского быта. Взгляд персонажа и его поза выражают одновременно заинтересованность и интригу, готовность поделиться тем древним эпосом, который он с любовью собирает и хранит для будущих поколений. Это тип крестьянина, наделенного умом от природы, доброго и честного человека, который глубоко чувствует жизнь.

Размашистыми мазками с использованием сочных, жизнерадостных красок написана работа А. Е. Архипова «Крестьянская девушка». Модель будто на секунду присела отдохнуть, на ее лице легкая улыбка, удовлетворенная и мечтательная, и лишь опущенные расслабленные руки выдают физическую усталость. Развивающийся от легкого дуновения ветра платок на голове девушки и крупный цветочный орнамент ее одежд намекают на добродушный и веселый характер героини, она юна и готова радоваться жизни.

В типизированном портрете просматривается жизненная энергия молодых крестьян, физическое здоровье и бодрость духа. Такой эффект был достигнут автором благодаря выраженной направленности крупных мазков, что придает картине динамику и живость. Критик А. В. Луначарский утверждал, что работы Архипова обязательно найдут отклик в душах смелых людей, искренне надеющихся на светлое будущее, уверенных в завтрашнем дне [5, с. 140].

Более поздний, чем «Старуха», портрет Ф. А. Малявина «Баба» характеризуется укрупненным планом и ярким колоритом. Лицо портретируемой все так же выражает стойкость перед ударами судьбы, что вообще свойственно крестьянам того времени, однако мимика женщины и индивидуальные черты ее внешности подчеркивают готовность героини с достоинством принять все грядущие испытания. Плечи модели лишь условными линиями отделены от окружающей обстановки, художник использует при выписывании одежды девушки те же оттенки и те же размашистые направленные мазки, что и при изображении фона. Четкие границы волос тоже отсутствуют, прическа лишь угадывается интуитивно.

Эти художественные приемы позволяют достичь главной цели – показать, что женщина на портрете воплощает в себе образ всего крестьянского общества, неразрывно связанного с землей как необходимым средством выживания. И. Э. Грабарь уверен, что Малявину удавалось, в том числе средствами, присущими реализму, передать не только состояние души конкретных персонажей, но и настроения крестьянского общества в целом, показать крестьянский мир изнутри во всем его своеобразии [2, с. 110].

В портрете Мины Моисеева «Крестьянин с уздечкой» кисти И. Н. Крамского отчетливо видно субъективное отношение автора к модели. Симпатия художника выражается в тщательно прописанной одежде портретируемого, что не свойственно большинству работ Крамского, который гораздо чаще уделял внимание прописыванию лиц, а также в потоке теплого света на лице Мины. Светом также выделены руки мужчины – крепкие, натруженные, являющиеся неотъемлемой составляющей образа трудолюбивого крестьянина. Возраст портретируемого выдают реалистично выписанные черты лица, однако уверенная поза пожилого человека с легким, заинтересованным наклоном в сторону зрителя говорит о чувстве собственного достоинства и о желании жить. Несмотря на демонстрацию своего личного отношения к модели, Крамскому удалось воплотить в образе героя картины характер всего крестьянского общества.

29 Сен 2023 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв