Просмотров 45

Многие работы представляли собой эклектичное сочетание приемов разных стилистических направлений. Авторы эмоционально подходили к изображению портретируемого, постоянно находились в поисках средств художественной выразительности, которые позволили бы наиболее полно передать отдельные грани личности. Художники экспериментировали с характером мазка, цветовой палитрой, композиционными особенностями, стилистикой работ. Значительное внимание уделялось окружению портретируемого, той среде, где он находится. С одной стороны, такой прием позволяет нагляднее продемонстрировать образ жизни модели и даже черты характера. С другой же стороны, обилие в композиции дополнительных предметов отвлекает внимание от главного объекта – человека, который будто растворяется в окружающей обстановке. Иногда такие эксперименты оканчивались выделением какой-то одной психологической или социальной черты модели, а тонкие грани личности не отображались.

В конце XIX века значительную популярность набирает пленэрная живопись. Чтобы добиться лирической выразительности образа, живописцы используют «пейзажную» трактовку различных жанров [3, с. 25]. В рамках портретного жанра это явление нередко приводило к своего рода потере модели в световых пятнах воздуха, то есть во внешней среде. Под влиянием импрессионистского течения проявляется стремление художников «выхватить» определенный момент жизни и запечатлеть его, что занижает значимость индивидуальных черт самой модели.

Практика пленэра, безусловно, позволяла развивать и обогащать жанр портрета, однако риск «потерять» модель из-за чрезмерного увлечения окружающей средой, обстановкой, воздушным пространством и световыми потоками был достаточно высок. Смелые изыскания в области композиционного построения работ отвлекали внимание зрителя от трактовки внутреннего состояния портретируемого и направляли его по ложному следу в сторону формальных моментов. Желание художников запечатлеть мгновение из жизни привело не только к смещению модели относительно геометрического центра холста, но и к формированию особого подхода к определению границ композиции, к своего рода кадрированию.

Еще одной проблемой становилось отражение в картине личностных переживаний автора. При попытках подчеркнуть, выделить главные черты характера модели художники нередко оказывались жертвами своего субъективного отношения к портретируемому [7, с. 14]. Желание «вылить» на холст личные переживания, показать публике состояние собственной души порой оборачивалось недостоверной передачей характера портретируемого и даже искажало внешность персонажа. Свою симпатию к изображаемому человеку художники проявляли посредством теплой палитры оттенков, подчеркнутых световых потоков, тщательной прорисовки деталей одежды, выбора позы модели. Иногда личность портретируемого и вовсе отходила на второй план, уступая место не столько декоративности и воплощению живописных приемов, сколько стремлению художника выразить свои собственные внутренние переживания. Персонаж становится лишь одной из составных частей произведения искусства, проявлением формы.

29 Сен 2023 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв