Просмотров 45

В портрете Ф. А. Малявина «Крестьянки» типизация образов выходит на первый план. Лица персонажей, безусловно, несут в себе индивидуальные черты конкретных людей, но они являются лишь небольшим фрагментом композиции, незначимой деталью. С помощью приемов гиперболизации и контрастных цветовых решений художник обозначает обобщенные черты крестьянских девушек: живость, резвость, физическую крепость. А. В. Луначарский писал, что героини Малявина одновременно грубы и прекрасны, стихийны и увлекательны [4, с. 392]. Одежды крестьянок представляют собой единый композиционный блок, который занимает большую часть полотна. Почти открыто Малявин заявляет, что в этой картине представлено нечто общее, объединяющее. Темное пятно с растительным орнаментом в левом нижнем углу картины является одновременно и частью одеяний персонажа, и стилизованным фоном. Такой прием подчеркивает связь людей и земли, на которой они работают.

Живописец Н. П. Богданов-Бельский, будучи членом Товарищества передвижных художественных выставок, воплощал в своих произведениях идею служения народу и стремление правдиво показывать жизнь русского человека. Так, в работе «Крестьянин», написанной в 1890-х годах, художник представил одну из острых социальных проблем того времени – поиск работы представителями крестьянства, которые лишились поддержки своих помещиков. Автор полотна делает акцент на диагонали негатива, отделяя крестьянина от его родных земель. Однако эксперименты с композиционным расположением портретируемого, попытка внедрить в работу яркие цвета, соединить портретный и пейзажный жанры свидетельствуют о том, что Богданов-Бельский также был подвержен и влиянию новых идей передвижников. В его работе «Крестьянка» (1912) очевидны импрессионистские веяния, характер мазка и тщательно подобранные оттенки светлой цветовой гаммы делают воздух на картине почти осязаемым. Поза портретируемой, яркий акцент в виде пояса в геометрическом центре картины подчеркивают силу духа крестьянских женщин, их физическое здоровье. Положение ствола березы позади девушки перекликается с ее собственным силуэтом, олицетворяя неразрывную связь людей с природой.

Итак, анализ работ художников рубежа XIX–XX веков в жанре портретной живописи позволяет определить основные тенденции развития жанра в рамках обозначенного периода под влиянием европейских течений. Художники охотно экспериментируют со средствами художественной выразительности, ищут новые композиционные решения, тяготеют к более яркой цветовой палитре. В конце XIX века в русскую портретную живопись проникают черты импрессионизма: в своем желании запечатлеть конкретный момент реальной жизни художники пишут размашистыми мазками, избегая четко прописанных контуров фигуры портретируемого. Модель растворяется в окружающем пространстве, силуэт архитектурно перекликается с фоном. Что касается искусства начала ХХ века, живописцы используют приемы фовизма, работают с чистыми оттенками и крупными монолитными формами, объемные изображения сменяются плоскостными и схематичными в отдельных деталях.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что особенности развития портретного жанра в русской живописи рассматриваемого временного периода не исключали создания художниками типизированных образов. Даже в тех случаях, когда имя модели указано непосредственно в названии картины, в работах обнаруживаются обобщенные черты, характерные для социального слоя, к которому относился портретируемый. В условиях постоянных экспериментов с формой и с учетом стремительно проникающих в искусство русского живописного портрета новых художественных течений, необходимости нести ответственность перед заказчиком и желания запечатлеть в работе свои личностные переживания, художникам все же удавалось выразить в портретах конкретных людей сущность, характер и настроения всего социального класса. Типизированные портреты представителей крестьянства занимают отдельную нишу в русском искусстве рубежа XIX–XX веков.

В дальнейшем автором данного исследования планируется работа по выявлению признаков типизации образа других социальных групп в портретной живописи рубежа XIX–XX веков, а также углубленный анализ средств художественной выразительности, используемых живописцами указанного временного периода для передачи черт, характерных для того или иного социального класса.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амирова, Г. М. Неоклассические тенденции в русском живописном портрете
    1910-х годов / Г. М. Амирова. – Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. – № 130. – С. 197–204. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 204 (9 назв.).
  2. Грабарь, И. Э. История русского искусства. В 6 томах. Том 1. Архитектура. До-Петровская эпоха / И. Э. Грабарь. – Москва : Издательство И. Кнебеля, 1910. – [6], 508, [5] с. : ил. ; 1 л. фронт. (ил.), 3 л. ил. – Текст : непосредственный.
  3. История русского искусства. В 13 томах. Том 10, книга 1. Русское искусство конца XIX – начала XX века : Живопись и графика / под общей редакцией И. Э. Грабаря. – Москва : Наука, 1968. – 511 с., 31 л. ил. : ил. – Текст : непосредственный.
  4. Луначарский, А. В. Об изобразительном искусстве : сборник. В 2 томах. Том 1 / А. В. Луначарский ; составление сборника, вступительная статья и примечания И. А. Саца. – Москва : Советский художник, 1967. – 511 с. – Текст : непосредственный.
  5. Луначарский, А. В. Об изобразительном искусстве : сборник. В 2 томах. Том 2 / А. В. Луначарский ; составление сборника, вступительная статья и примечания И. А. Саца. – Москва : Советский художник, 1967. – 391 с. – Текст : непосредственный.
  6. Маркова, Е. О. Портреты священнослужителей в русской живописи второй половины XIX века : формирование иконографии / Е. О. Маркова. – Текст : непосредственный // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. – 2022. – № 37. – С. 362–366. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 366 (9 назв.).
  7. Пружан, И. Н. Русский портрет конца XIX-начала XX века. Живопись, графика / И. Н. Пружан, В. П. Князева. – Москва : Изобразительное искусство, 1980. – 292, [3] с. : ил. ; 34 см. – Текст : непосредственный.
  8. Рахимбаева, И. Э. Парадный портрет в русской живописи как отражение исторической памяти эпохи / И. Э. Рахимбаева. – Текст : непосредственный // Историческая память в теории и социокультурной практике : грани трансформаций и потенциал осмысления : материалы IX Международной научной конференции / под общей редакцией А. В. Баранова и Е. Н. Многолетней. – Саратов : [б. и.], 2021. – С. 3–8. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 8 (5 назв.).
  9. Ромашина, Н. А. Этюдный портрет в русской живописи XIX–XX вв. как жанровая форма / Н. А. Ромашина. – Текст : непосредственный // Общество. Среда. Развитие. – 2011. – № 4 (21). – С. 141–146. – Библиогр.: с. 146 (14 назв.).

Кочнева М. С. Типизация образа крестьянина в русской портретной живописи рубежа XIXXX веков

Портретная живопись рубежа XIXXX веков в России претерпевала существенные изменения. Несмотря на увлечение художников поисками новых средств художественной выразительности, присутствует определенная типизация образов, что отчетливо просматривается на примерах крестьянских портретов.

Ключевые слова: портрет, живопись, типизация, образ крестьянина.

 

Kochneva M. S. Typification of the Image of a Peasant in Russian Portraiture at the Turn of the 19th – 20th Centuries

Portraiture at the turn of the 19th and 20th centuries in Russia underwent significant changes. Despite the artists’ passion for searching for new means of artistic expression, there is a moment of typification of images, which is clearly visible in the examples of peasant portraits.

Key words: portrait, painting, typification, image of a peasant.

29 Сен 2023 в 12:59. В рубриках: Generation P. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв