Просмотров 268

Говоря о выходе искусства за свои границы, Н. А. Бердяев выявляет важнейшую тенденцию смешения искусства и жизни, выражающегося в использовании одних и тех же средств в обеих сферах. Футуризм – это не только феномен искусства, это – сама жизнь. «Нынешняя мировая война начата Германией как война футуристическая. Футуризм из искусства перешел в жизнь и в жизни дал более грандиозные результаты, чем в искусстве. Футуристические приемы ведения войны были предписаны Германией всему миру» [Там же, с. 22]. Н. А. Бердяев, опять-таки, предвидел ситуацию, сложившуюся в культуре конца ХХ столетия, когда смешение искусства и жизни стало еще более глубоким, а обе сферы оказались в зоне влияния иных глобальных процессов.

В начале ХХ века Н. А. Бердяев писал о «футуризации», но уже во второй половине столетия Ж. Бодрийяр пишет о таком глобальном явлении, как симуляция, переходящая в «симукляризацию» (так точнее будет назвать целенаправленный процесс создания симулякров). «Машинизированное чудовище» уступило  пальму первенства «компьютеризированному чудовищу», протянувшему свои щупальца по всему телу культуры, усилив «распластование» человека, смешав сознание и подсознание, игру и жизнь, когда игра – это жизнь, а жизнь – это уже игра, где нет места человеку.

Компьютерные технологии многократно усиливают симуляционные процессы во всех сферах общественной жизни: политике, науке, искусстве, СМИ, рекламе и т. д. Безжалостна критика Ж. Бодрийяра, безжалостно звучат его слова: «…Власть, вообще, существует сегодня только для того, чтобы скрыть, что ее больше нет. …Нынешняя власть, которая есть лишь предметом общественного спроса, а значит предметом закона предложения и спроса, более не подлежит ни насилию, ни смерти. Полностью очищенная от политического измерения, она зависит, как любой другой товар, от массового производства и потребления» [2, с. 41 – 42]. Страшен ли мир симулякров? Страшен, если замкнуть себя в этом перевернутом мире и принять его как самоценность, как данность, не требующую осмысления. Развенчать симулякр – значит вскрыть логику его появления, выйти за его пределы.

Феномен симулякра сложен и многогранен, и его толкование также отличается смысловым многообразием: от простой подделки, «копии», не имеющей оригинала, до агрессивной демонстрации «присутствия отсутствия» чего-либо. Симулякр является результатом сложного и противоречивого отражательного процесса, результатом неоднократного переворачивания образа реальности. Иллюзия абсолютной автономии симулякра формируется на основе абсолютизации самостоятельности мира идей, в результате чего теряется изначальная связь образа и реальности.

15 Фев 2017 в 10:51. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв