Просмотров 297

Проблема заключается в том, что сама по себе наука не может решить стоящие перед обществом задачи. Наука – это часть культуры, а это обусловливает не только ее влияние на другие культурные формы, но и зависимость от них. Развитие науки определяется потребностями общества, но в лице отдельных социальных общностей, и отвечает непосредственно их целям. Подавляющая часть научных достижений использовалась и продолжает использоваться сегодня в политических целях, для манипуляции людьми, эксплуатации, физического уничтожения, для сохранения власти над людьми, народов над народами. Не существует никаких гарантий, что достижения в области продления человеческой жизни также не будут использованы против человека. В условиях социального неравенства возможное продление человеческой жизни может предстать вечным господством одних и таким же вечным рабством других.

Стремление каждого человека к счастью всегда сталкивается с интересами другого человека. Решение вопроса о соотнесении интересов разных людей, о том, в какой мере индивид видит в другом индивиде такого же человека, как и он сам, составляет главное нравственное содержание человеческой жизни и всегда остается актуальным. Но наука не решает моральные проблемы, она их порождает.

Совершенствование человека и общества остается важнейшей проблемой, и науке следовало бы заняться решением реальных проблем. Любая человеческая деятельность, в том числе и научная, не может осуществляться бесконтрольно, без определенных ограничений: моральных, правовых, религиозных. Ученый должен нести ответственность за результаты своей деятельности, просчитывая возможные варианты использования своих открытий.

Дегуманизация является одним из важнейших факторов, определяющих саму возможность войны, ее идеологическим и моральным оправданием, в основе которого лежат экономические и политические причины. Трагическим последствием дегуманизации является уничтожение человека человеком и человека в человеке (тот, кто убивает, уничтожает человека в самом себе), нарушение главного морального закона, который предполагает отношение одного индивида к другому как к самому себе.

Значительную роль в процессах дегуманизации играет искусство. В середине прошлого столетия Х. Ортега-и-Гасет достаточно ясно обрисовал эту тенденцию.  В частности, он утверждает, что современное искусство, наконец, нашло свою истинную сущность. Только дегуманизированное искусство, которое стремится убежать от живых форм, которое представляет собой игру и не более; искусство, тяготеющее к глубокой иронии, к тому, чтобы произведение искусства было только произведением искусства, может быть истинным, «художественным» искусством. При этом автор достаточно вольно оперирует такими понятиями, как «триумф над человеческим», «чувство отвращения к «человеческому» в искусстве» [5, с. 242, 246]  и т. п.

15 Фев 2017 в 10:51. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв