Просмотров 248

Талантливый композитор-мыслитель удостоен ученого звания  профессора в 1939 году; через пять лет Д. Д. Шостакович открывает перед человечеством новый мир, вводит слушателей в новую реальность, соприкоснувшись с формированием интеллектуальной, эмоциональной, чувственной, духовной среды как отклик на потерю друга.

14 ноября 1944 года состоялось первое исполнение фортепианного трио соч. 67, посвященного памяти друга, выдающегося музыковеда, ученого, оратора И. И. Соллертинского. На протяжении 70 лет многочисленные артисты мира исполняют произведение,  трактуя  талантливо, своеобразно великое драматургическое полотно. Первые исполнители-интерпретаторы Д. Шостакович (фортепиано), Д. Цыганов (скрипка), С. Ширинский (виолончель). Драматургическая  целостность  первой  части  достигается  последовательным  развитием  основного  образа темы  главной  партии:  от  сдержанного, мужественного  до  победно-ликующего  в репризе  и  успокоения  в коде. Каждое появление темы несет в себе новое, знаменуя этапы ее развития, позволяет исполнителям показать широкий диапазон эмоциональных  состояний в сочетании со строгой  организованностью  материала  сонатного  Allegro.

Начало основной тезы поручено струнным. Единство штрихов, тщательное выполнение указанных автором нюансов создает возможность обновления, светотень  при  вступлении партии  фортепиано, тональный  сдвиг,  гармоническое напряжение, утверждает смысловое значение музыки последующих тактов. С особым вниманием исполнители относятся к ремаркам con cord, tenuto, учитывают горизонтальную гармоническую наполненность, плотность и форму звучания регистров, интервалику, артикуляцию, характер движения. Осмысление темповых отклонений, музыкальных знаков препинания, хроматических ходов, драматизма, столкновения главной и побочной тем, большого динамического напряжения в разработке, индивидуального модуса композитора, его специфической расширяющейся тональности приводит к органичному процессу обогащения звукового образа.

В разработке исполнительскими средствами выявлена индивидуальность каждого «участника инструментального конфликта». Этому сопутствует  энергичная акцентировка, заостренность подачи ритмического рисунка, плотное legato, crescendo до  двух-трех  forte. Неожиданное  вторжение  главной  темы утверждает в репризе господство основного образа. Черты мужественной сдержанности сочетаются в ней с проникновенным лиризмом. Четкость артикуляции штриха струнных, маркированное detache позволяет передать ритмическую остроту. В создании целостного звукового образа многое зависит от пианиста. Его партия исполняется четким штрихом, устремляется к максимальному сближению с манерой звукоизвлечения струнных.

01 Июн 2016 в 09:16. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв