Просмотров 5

УДК 130.2:008

 В. А. Сидоренко

Рассмотрение культуры как системы коммуникативного движения смыслов, характерное для философской антропологии начала 21 века, обусловило необходимость построения общей теории смыслов. Отдельные попытки такого построения были предприняты рядом исследователей в конце 20 века, однако все они ограничивались узкими областями знания, такими как лингвистика [5, с. 10] или психология [6, с. 423]. Комплексная теория смыслов как таковая всё ещё находится на ранней стадии формирования, и для её дальнейшего развития необходим анализ лежащих в её основе историко‑философских идей и течений.

Основное внимание философов раннего периода построения теории смыслов было сконцентрировано на дихотомии «истинность – ложность» [11, с. 310]. Традиционная модель поиска соответствия истинного смысла объективному явлению берёт своё начало в трудах Платона и Аристотеля, подчеркивая взаимосвязь между идеями и их знаковым воплощением, с одной стороны, и фактами реальности – с другой. Истинность или ложность представления в таком случае определяется степенью точности, с которой оно описывает «вещи» [9, с. 195].

Дальнейшее развитие корреспонденциальный подход получил у Фомы Аквинского, создавшего постулат «veritas est adaequatio rei et intellectus» («истина – это уравнение вещей и интеллекта») [2, c. 436] и поставившего истинность смысла в зависимость от внешней реальности. В результате, истинное смысловое пространство должно было рассматриваться как точная копия объективной реальности, представленная в знаках и символах.

Рационалисты Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц) смягчили схоластическую риторику о равенстве между миром смыслов и миром вещей, заменив её концепцией когерентности [10, с. 50]. В рамках данной идеи оценка смысла и его истинности требовала соотнесения с другими элементами в пределах целостной системы. В таком случае когерентность трактуется как нечто большее, чем простая логическая последовательность. Смыслы в связной системе должны обеспечивать взаимное обоснование и легитимацию, а истинность становится эмерджентным фактором, формирующимся на основе сложной сети внутрисистемных связей, и может атрибутироваться отдельным информационным единицам только при условии их согласованности с остальными элементами системы. Вопрос о возможности существования различных истинных смысловых систем или её единичности в рамках когерентного подхода остался открытым. Некоторое дальнейшее развитие эта идея получила в немецком позитивизме эпохи модерна, в частности, у О. Нейрата и К. Хемпеля, однако была сведена ними до исключительно логической системы, не претендующей на широкое применение в других областях философии.

Одним из первых философов, отстаивавших идею конструирования смыслов путём взаимообмена ними в рамках культуры и исторического процесса, стал Джамбаттиста Вико. Его основная идея «verum ipsum factum» («истина конструируется») стала отправной точкой для конструктивистских течений 19 века. В рамках этих течений смысловое наполнение человеческого пространства рассматривается как социально и культурно обусловленное, и не отражающее какие-либо внешние трансцендентные реалии, на чём настаивали сторонники когерентной теории. Формирование и трансляция смыслов ставятся в зависимость от социального опыта и коммуникативной среды. Так, современные западные конструктивисты полагают, что представления о физической и биологической реальности, включая, например, расу, сексуальную ориентацию и гендер, конструируются социально.

15 Мар 2024 в 14:56. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв