Просмотров 36

Как особый тип развития общества понимает псевдоморфозу С. А. Королев. Она развивается как рецепция новых форм и инверсия их содержания в процессе межкультурного взаимодействия. Псевдоморфоза для исследователя представляет собой особый тип развития России [4]. Таким образом, и в данном случае псевдоморфоза означает несовпадение плана выражения и плана содержания. Формы выражения берутся из европейской культуры, а содержание – из русской. Так сохраняется и уточняется трактовка Шпенглера.

Д. Б. Сундуева использует концепт псевдоморфозы при анализе современных российских форм этнической социальности, проявляющихся в культурной идентичности. Культурная идентичность основывается на этнической самоидентификации в межкультурных контактах. Псевдоморфный тип культурной идентичности складывается, когда новое содержание изменяет традиционные этнические формы общественной жизни [6, с. 144]. Псевдоморфный тип культурной идентичности проявляется в разном позиционировании себя в разных средах, когда человек называет себя бурятом среди бурят и русским среди русских [Там же, с. 146]. Таким образом, псевдоморфоза проявляется как двойная идентичность, используемая в разных семиотических средах. Это самый интересный и необычный вариант трактовки псевдоморфозы.

Итак, концепт псевдоморфозы, введенный Шпенглером, используется при анализе межкультурного взаимодействия в русской философии истории и философии культуры. Псевдоморфоза рассматривается как несовпадение плана выражения и плана содержания культурного феномена. Следуя Шпенглеру, русские философы анализируют псевдоморфный характер русской социальности. Исторически план выражения берется из европейской культуры – это нормы модерна, феномены рационального, урбанистического, сциентистского общества. Эти формы наполняются иным содержанием, которое исследователи определяют как просто русское, а иногда уточняют как архаическое. Европейская цивилизация как псевдоморфоза имеет ту же структуру: содержанием выступает христианство, формами – феномены общества модерна, несоответствие между ними создает псевдоморфозу. Псевдоморфоза в межкультурном взаимодействии русской и бурятской культур функционирует как сложная культурная идентичность, выражаемая на русском языке в разных семиотических средах. Это явление порождает эмоциональные и поведенческие интерпретации, способствующие социальной коммуникации, а не разрушающие ее: носители двойной идентичности позитивно оценивают оба ее компонента, а их поведение в разных семиотических средах способствует диалогу, а не конфликту. Согласно идеям этой статьи, такое явление не столько псевдоморфоза (ложная форма), сколько сложная идентичность, усложнение формы, взаимное обогащение культурных форм.

Таким образом, типология псевдоморфоз с разным планом выражения и содержания выглядит следующим образом. Европейская культура как псевдоморфоза искажает христианское содержание, создавая культуру модерна: рациональности, сциентизма, рыночной экономики, урбанизма, демократии. Для многих европейских философов, включая Гегеля, европейская культура – это естественное и единственное адекватное воплощение христианского идеала, то есть псевдоморфный характер европейской культуры отрицается. Для русских философов европейская культура предстает инверсией и отрицанием христианства, заменяя христианские идеи их противоположностями, при этом сохраняя за инвертированными объектами прежние имена. Таким образом, связь форм европейской культуры с христианским образцом понимается диаметрально противоположно с точки зрения семиотики: европейские культурные формы являются либо полной реализацией, либо крайним искажением христианства – в зависимости от того, как исследователь оценивает план содержания (христианские идеи) и какую интерпретацию им дает.

Русская культура как псевдоморфоза искажает собственное содержание, используя европейские формы общества модерна. Связь русской культуры с христианством оценивается по-разному в разных культурах. Европейский взгляд на связь русской культуры и христианства заключается в том, что русская культура не имеет к христианству отношения, поскольку православие полностью выражается в обрядоверии, цезарепапизме и византинизме. В таком случае усвоение европейских форм приводит Россию к истинному христианству. Противоположная часть спектра представлена концепцией России как неовизантийской христианской цивилизации, воплотившей в социальных формах христианское содержание. Тогда сохранение русского содержания в псевдоевропейских феноменах является их адаптацией к христианскому содержанию и в каком-то смысле возвращением к истокам – христианскому идеалу.

Этнические культуры малых народов функционируют в составе русской социокультуры. Псевдоморфоза на границе приводит к двойной идентичности, то есть к усложнению формы и одинаково позитивной оценке обеих культурных систем, к которым принадлежит интерпретатор. Это особый тип псевдоморфоз, усложняющий содержание, а не искажающий его.

29 Дек 2023 в 13:37. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв